top of page

 Страница Дневника

Фото автораVladislav Kogukarov

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть Вторая

«Твоя ль вина, что милый образ твой…»

Под влиянием требований католической церкви и местных традиций основные направления и стили Santos полностью сформировались к концу XIII века и почти не изменялись до начала экспансии католической Испании на территории Америки и Африки. Внимательный читатель наверняка заметил неоднократное упоминание о влиянии церкви на развитие Santos, но без разъяснений основных причин и следствий этого влияния.

К канонам изображения Santos католическая церковь предъявляла требования не менее жёсткие, чем к любым другим формам церковного изобразительного искусства: монументальной живописи (фреска, мозаика и прочее), живописи на религиозные темы, чеканке, литью, изображению на эмали и многому другому... Для средневековой церковной живописи характерны некоторые стилистические особенности, такие как:

• Все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией.

• Святость изображённых людей и ангелов подчёркивается сиянием вокруг их голов — нимбами.

• Стилизуются пропорции человеческого тела — удлиняются или укорачиваются.

• Стилизуются также складки одежд, форма горок, арок и архитектуры.

• Используется особая символика цвета, света, жестов и различной атрибутики.

Virgin of Quito, Spanish colonial art, circa 1750
Virgin of Quito, Spanish colonial art, circa 1750. Фото: © Denver Art Museum

Совокупность всех изобразительных приёмов создаёт особую знаковую систему — язык, где каждое изображение является семиотическим текстом, подробно раскрывающим о святом и действии связанным с ним. Каждый жест, поза, наклон головы, положение рук, цвет одежд, изображение животных или некоторых вещей, присутствующих на изображении — всё это словно слова и предложения, рассказывающие свою, уникальную историю. Например, атрибутами мученика становились орудия пыток или казни, которым он подвергался или от которых погиб.

Сопровождающие животные повествуют о видениях или о том, каким чудесным образом животные спасали святых. Некоторые атрибуты повествуют о принадлежности святых к той или иной группе, например: корона повествует о причастности к царскому роду, тиары — к папству, митры — к епископам, пальмовые ветви символизируют девственниц, а ракушка символ паломничества. Символ Ангелов — крылья. Некоторые атрибуты присущи только конкретному святому: так сосуд с миро или красное пасхальное яйцо символизируют Марию Магдалину, а ключи от рая — апостола Петра.

Различные цвета ряс канонизированных монахов говорят о принадлежности их к тому или иному ордену: так орден доминиканский ассоциируется с белыми рясами, а малиновый цвет рясы с редемптористким орденом (Конгрегация Святейшего Искупителя). Конечно же, каноны изображения святых отличны в различных направлениях христианства, особенно различия усугубились после Великого раскола церквей [xiii] в 1054 году.

Испания была вторым по значению центром Римской империи после Италии. Весьма рано в Испанию проникло и стало распространяться христианство несмотря на достаточно суровые преследования со стороны Римской власти, а впоследствии вестготов, вандалов, варваров и мусульман. В ранний период христианства почти некому было следить за созданием алтарных кукол-статуэток. Слишком далеко находились единичные христианские священники, слишком опасно было искать их в контролируемых римлянами городах-королевствах и графствах…

С развитием христианства, примерно в V – VI веках, стали появляться церкви-базилики [xiv], возникали монастыри, представителей католического духовенства становилось больше. Примерно с конца IV века алтарные статуэтки Santos начали набирать популярность на территории Пиренейского полуострова и как следствие этого — увеличение спроса на них.

Далее вступает один из законов экономики, который лаконично изложил Джон Мейнард Кейнс : «Спрос рождает предложение». Конечно же, не все христиане-католики обладали необходимыми навыками, чтобы сделать алтарную статую такой, какой хотели её видеть, а значит нужно было обращаться к резчику по дереву (Santero), который за свой труд просил оплаты. Вырезать и расписать деревянную статуэтку недостаточно, было необходимо освещение церковью, чтобы деревянная кукла стала алтарной. Резчики и росписчики по дереву не всегда обладали необходимыми теологическими знаниями, чтобы сделать свою работу, соблюдая все церковные правила. Мастерам приходилось обращаться за консультациями к представителям церкви, которые зная и соблюдая каноны изображения святых, могли помочь с созданием куклы, могли освятить статуэтку и… были совсем не прочь обогатить свой приход несколькими золотыми солидами.

Рекомендации, правила, законы и каноны — это градации различных требований и устоев. Если мы рассматриваем рекомендацию, то подразумеваем некоторый совет, некоторое дружеское и необязательное пожелание. Если мы рассматриваем канон, то относимся к этому своду законов как к чему-то незыблемому, непогрешимому, не подлежащего пересмотру. Весь спектр этих градаций церковь применяла к алтарным статуэткам Santos в зависимости от места, исторического момента и из экономических соображений. Древесину осины или других недорогих пород дерева церковь разрешала использовать для простых и дешёвых статуэток, предназначенных для бедных. Хотя в это же время не рекомендовала, а порою и требовала законодательно использовать дорогие сорта древесины для создания дорогих Santos, предназначенных для больших приходов и церквей. Эти же правила относились к украшению и росписи Santos — можно расписывать дешёвыми красками статуэтки для простолюдинов, но нельзя использовать те же краски для дорогих алтарных статуй. «Двойная мораль»? — спросите вы. «И да, и нет», — будет ответ. «Да» — так как это подчёркивало неравенство на всех возможных ступенях и во всех возможных вертикалях иерархии: социальной, классовой, родовой, национальной и любой другой, которую только можно вообразить. «Нет» — так как качественно выполненные из дорогих материалов статуэтки становились достоянием церквей, очень богатых вельмож и королевских особ, превращаясь в произведения искусства, а значит требования предъявлялись очень высокие не только к материалам и качеству работы, но и к условиям содержания этих шедевров.

Дорогие алтарные Santos представляли не только религиозный или эстетический аспект, но являлись и вожделенным предметом роскоши, как показателя социального статуса, богатства и могущества. Средней руки торговец, небогатый аристократ или бедная церквушка в удалённом городке не могли себе позволить минимальные условия содержания роскошных алтарных статуй Santos, не говоря уже о покупке оных.

Истории известен случай начала междоусобной войны между двумя городами-королевствами из-за алтарной статуи Девы Марии, в которой погибло более 1500 человек и закончившейся бесславной утратой статуи, из-за которой и возник конфликт между двумя в прошлом друзьями.

Подытоживая, можно смело написать, что дорогие статуи Santos являлись не только культовой атрибутикой, предметом искусства, показателем статуса и привилегированности своих владельцев, но и выгодным вложением средств с огромным оборотом, полностью направляемых и контролируемых католической церковью. Экономический аспект Santos нельзя игнорировать так же, как мы не можем игнорировать огромную историко-культурную роль алтарных статуй Santos. При кажущейся нам сегодня социальной и морально-этической несправедливости прошлого, несмотря на двойные стандарты и полный контроль со стороны католической церкви — без всего этого мы бы не смогли любоваться произведениями искусства прошлых веков, чудесным образом сохранённых до наших дней.


Развитие конкисты

Развивалась конкиста, а с ней развивались алтарные куклы и правила их создания. С распространением конкисты, церковь, понимая необходимость присутствия и распространения христианства в Новом Свете, решается на изменения некоторых правил с учётом требований всё более растущей паствы Нового Света. Церковь повсеместно разрешает использовать любой вид местной древесины для создания «простых» статуэток. Церковь расширила список древесины для изготовления очень дорогих Santos некоторыми видами красного дерева: кубинским и гондурасским крупнолистным красным деревом, а также некоторыми видами эвкалипта, являющимися эндемиками латинской Америки.

Изменилось отношение церкви и к резчикам Santos: если до начала XVI века резчиками были только мужчины, то благодаря конкисте резчиками могли быть и женщины. Женщины резчицы Santos появились в испанских колониях Нового Света и быстро завоевали популярность тонкой и тщательно выполняемой работой, настолько точной и кропотливой резкой, что заготовке Santos требовалась только окраска лика и одежд для полного завершения образа, минуя стадии лепки и многократного шлифования фигурки, что существенно сокращало время создания алтарных статуэток.

Мужчин резчиков просто не хватало в Новом Свете для обеспечения потребности в статуэтках. Труд женщин ценился дешевле мужского, что так же сказалось на удешевлении статуэток при увеличении общего их количества. В странах Латинской Америки женщины резчицы Santos более популярны и востребованы, чем мужчины.

Интересный факт, женщины резчицы алтарных статуэток появились в Европе только в конце XIX века. Создание кукол в стиле Santos было предметом экзотического хобби экзальтированных, очарованных месоамериканской культурой дам.

Отношение к туземцам и способы колонизации месоамерики напрямую зависели от персоналий, участвовавших в конкисте. Скорость, с которой развивалась конкиста, поражает:

• 1541 год — Эрнандо де Сото достигает берегов Миссисипи, а Педро де Вальдивия основывает Сантьяго.

• 1565 год — основан Сент-Оргастин — первое поселение европейцев на территории современных Соединённых Штатов.

• 1567 год — основание города Рио-де-Жанейро.

• 1580 год — основание города Буэнос-Айрес.

• 1605 год — основание Санта Фе, столицы испанской колонии Нью-Мексико. Сейчас это штат США.

Итак, с 1492 и до 1898 года Испания стала владычицей территориально огромных колоний, равных которым не имел даже Древний Рим. Большинство колоний сумели завоевать независимость в начале XIX века. Тем не менее ряд островных регионов как Куба, Пуэрто-Рико и временно Доминиканская Республика управлялись Испанией до 1898 года, когда США лишили Испанию её колоний в результате войны.

Сложившаяся в XV веке в Америке испанская колониальная система носила в целом потребительски-хищнический характер по отношению к покорённым народам и бывшим империям. Французский исследователь Ж. Ламбер писал: «Метрополия видела в своих колониях только источник обогащения путём вывоза драгоценных металлов и продуктов колониального сельского хозяйства, а также рынок для сбыта промышленных товаров метрополии. Всякая деятельность в завоёванных странах была организована для удовлетворения непосредственных нужд метрополии, без учёта потребностей внутреннего развития этих стран». Вся экономическая жизнь колоний Испании подчинялась интересами короны. Монополией испанской короны считалась продажа соли, спиртных напитков, табачных изделий, игральных карт, гербовой бумаги и множества других ходовых товаров, а также драгоценных камней, золота, серебра, ртути. Статистика наука «упрямая», так если население центральной Мексики к 1519 году составляло около 25 миллионов человек, то к 1548 году оно уменьшилось до 6,4 миллиона, к концу 60-х годов XVI века до 2,6 миллиона, а в начале XVII века здесь оставалось немногим более одного миллиона индейцев. Резкое снижение численности индейского населения в результате его массового истребления конкистадорами, болезнями и изнурительной эксплуатацией привело к катастрофической нехватке рабочих рук, прежде всего на плантациях и рудниках, принадлежащих феодалам испанской короны. Для восполнения убыли в живой рабочей силе стали ввозить из Африки рабов-негров.

Но у колонизации была и другая сторона… завоевание Мексики, объективно способствовало созданию в этой стране (где ранее безраздельно господствовали дофеодальные, а зачастую первобытно-общинные отношения) исторически более прогрессивных социально-экономических формаций. Возникли предпосылки вовлечения Северной и Центральной Америки в систему капиталистического развития в обозримом будущем. По историческим меркам очень быстро сформировалось новое, специфическое в этническом и культурном отношении колониальное общество, вобравшее в себя как навязанные испанцами черты западноевропейской культуры, так и наиболее стойкие черты культуры аборигенов.

В результате взаимопроникновения и ассимиляции сложилась принципиально новая культура, в которой католицизм смешан с элементами богатой и самобытной индейской традиции, что обусловливают её неповторимость и уникальность.

«La Purisima» Santos, 19th Century. Фото: © Colonial Arts


Как это ни кажется парадоксальным, но сохранению индейской традиции способствовали католические миссионеры. Для достижения успеха своего дела они волей-неволей вынуждены были приспосабливаться к местным условиям. Необходимо было преодолеть языковые барьеры и миссионеры прилежно изучали индейские языки, чтобы затем на этих языках проповедовать христианскую доктрину. Миссионеры преодолевали разногласия о представлении мироздания, приспосабливая католицизм к индейскому пантеону, понятному в индейской среде.

Spanish colonial Santa Maria Santos, 18th – early 19th Сentury.

Фото: © Colonial Arts


По сей день католические обряды в Мексике и некоторых других странах латинской Америки сохраняют яркие черты древнеиндейского пантеизма.

Bastidor Santos, 19th Century. Фото: © Colonial Arts


Мистерия Santos

К периоду завершения конкисты сформировались и основные образы алтарных статуэток Santos. С середины XVII века превалирующим стилем при создании Santos стал стиль барокко — символ триумфа европейской цивилизации. Барокко, отличающийся контрастностью, динамичностью образов, стремлению к величию и пышности, аристократичностью, к совмещению реальности и иллюзии, но одновременно с тенденцией к автономии отдельных образов, стал основным стилем для алтарных статуэток Santos с середины XVII века и до наших дней. В Испании с началом эпохи стиля барокко стали создаваться Santos со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой для большего правдоподобия образа. На статуи Santos размером с человеческий рост очень часто надевали настоящие одежды и украшали настоящими произведениями ювелирного искусства, созданными из золота и драгоценных камней. Автор не пишет о том, что все алтарные Santos после XVII века выполнялись в стиле барокко, вовсе нет, но основная концепция и стиль — да, принадлежали стилю барокко. Несмотря на основные постулаты изображения алтарных статуэток, принятые церковью, облик статуэтки менялся в зависимости от места и времени создания. Основные правила изображения святых, выполненные в алтарных статуэтках Santos, имеют те же корни что и иконопись. Некоторые правила изображения святых уже описывались ранее, но мы вкратце коснёмся ещё некоторых правил напрямую имеющие отношение к алтарным статуэткам Santos.

Алтарная статуя — не портрет и не жанровая статуэтка, это образ святого и символизм идеального человечества. Потому алтарная статуя даёт лишь символическое изображение и не преследует цели физического сходства. Физическое движение статуи было сведено до минимума или вовсе отсутствует, несмотря на подвижность сочленений некоторых Santos. Зато особыми средствами передаётся движение духа — позой фигуры и рук, складками одежды и её цветом, а главное — глазами.

Одежда на Santos не средство прикрытия телесной наготы, одежда также являлась символом. Одна из важных деталей одежды — это складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени создания статуи. В VIII – XIV веках складки вырезались или прорисовались частые и мелкие, что повествовало о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки создают прямыми, длинными, чёткими и редкими, через них проецируется духовная энергия, как бы передавая полноту упорядоченных духовных сил. Вся алтарная статуя Santos является повествованием через постулаты церковного символизма.

Изображение нимба — олицетворение сияния света и Божественной славы, которые призваны преображать сущие и человека, соединившегося с Богом. Изображение круга очень важный элемент и символ в христианстве — не имеющий ни начала, ни конца, и означающий Вечность. Корона являлась почти неотъемлемой частью образа алтарных статуй Santos, украшенная драгоценными камнями или стразами она символизировала духовное богатство святого. Присутствие скипетра говорило о знаке церковной власти. Солнце, дарующее свет и жизнь, над головой святого символизировало Бога и слово Божье. Полумесяц или намного реже присутствующая луна — сложный и амбивалентный образ, изменчивый и неверный. Луна меняет природу своего действия в зависимости от знаков и образов, в окружении которых она находится. Луна является мистическим символом постоянных трансформаций и преобразований формы, силой управляющей превращениями в природе.

Атрибуты важны как символы церковных таинств. Так изображение сосуда с водой являлось символом крещения. Алавастр [xv] изображался как символ таинства миропомазания. Таинство причащения символизировали чашей или дискосом. Лавровый венок — дух радости. Голубица, держащая во рту ветвь, обозначала милосердие. Золотой венец — символ духовной победы. Семь золотых звёзд, обычно присутствовавшие в нимбе святого — дух ведения. Громовые стрелы — страх или гнев Божий. Книга — символ мудрости. Золотой подсвечник олицетворял дух разума, а золотой крест или сердце символизировали веру, надежду и любовь.

Поза рук статуэтки так же символичны и передают определённый посыл.

Например, благословляющая рука является символом священного таинства. Рука, держащая другую руку — символ венчания. Рука, прижатая к груди — сердечное сопереживание. Поднятая вверх рука является символом призыва к покаянию. Протянутая вперёд рука с открытой ладонью — знак повиновения и покорности. Обе руки поднятые вверх — моленье о мире и прощении. Жест просьбы или моление о помощи изображались поднятыми вперёд руками. Прижатые руки к щекам повествуют о скорби и печали.

Шарнирные сочленения алтарных статуэток позволяли передавать важные сообщения верующим, всего лишь привнося небольшие изменения в положение рук статуэтки.

Spanish Colonial La Purisima Santo, 19th Century. Фото: © 1stDibs


Иногда, в руки больших алтарных статуй вкладывали некоторые предметы или растения для подчёркивания важности события. Если вы увидели в руке Девы Марии цветок анемона, то это говорило о глубокой скорби. Красный крест держали в руках святые мученики, а если Дева Мария — возрождение. Крайне редко можно было встретить изображение Девы Марии с пеликаном в руках — символом чадолюбия. Цветовая палитра строго регламентировалась в соответствии с церковными канонами. Для изображения Пресвятой Богородицы характерны тёмно-вишнёвый омофор и синий или тёмно-синий хитон. Образу Спасителя свойственны цвета тёмно-коричнево-красного хитона и тёмно-синего гиматия.

• Золотым цветом или светом возвещается радость. Золото (ассист) на одеждах святого символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного.

• Жёлтый, охра — цвета наиболее близкие по спектру к золотому, часто являются просто заменой, также являются цветами высшей власти ангелов.

• Пурпурный, багряный цвета были очень значимыми символами, особенно в византийский период. Это цвета царя, владыки, Бога на небе и императора на земле. Потому кожаные или деревянные переплёты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в одеждах Богоматери — Царицы Небесной.

• Красный — один из самых заметных цветов в Santos. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом воскрешения, победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали мучеников. Красным небесным огнём сияют крылья приближённых к престолу Бога архангелов и серафимов.

• Белый цвет — символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты.

• Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе земное и небесное.

• Зелёный цвет — природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

• Коричневый — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

• Серый — цвет, который почти никогда не использовали в росписи алтарных статуэток Santos. Смешав в себе чёрное и белое (зло и добро), он становился цветом неясности, пустоты, небытия.

• Чёрный — цвет зла и смерти. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Чёрные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, — это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Spanish colonial angels, 19th Сentury. Фото: © Colonial Arts


Из забвения в будущность…

Смотрители алтарных статуэток (исп. camarero [xvi]) ревностно относились к своей должности. Они готовили Santos к шествиям, одевали и наряжали статую, создавая образы, приуроченные к тому или иному церковному служению.

Бережно очищая, ухаживая за алтарными статуями и делая мелкую реставрацию, смотрители смогли донести до наших дней прекрасные произведения религиозного искусства, созданные умелыми руками мастеров несколько сотен лет тому назад.

Как ни парадоксально, но вся многовековая история алтарных статуй Santos пронизана коллизиями и противоречиями. Конечно же, конфликты возникали в основном из-за конфессиональных разногласий не менее часто, чем из-за различий в трактовке и разночтений христианских святых писаний. С религиозной точки зрения, практика создания, владения и поддержания алтарных статуй святых зачастую преподноситься как мягкий катехизис для верующих людей, где знаковые атрибуты в совокупности с алтарной статуэткой являлись своеобразным компендиумом, призванным в сжатой и краткой форме донести этико-философские догмы до римско-католической паствы. Ниже автор позволит себе привести несколько примеров теологических конфликтов, сопутствующих алтарным статуям Santos с глубокой древности до современности…

• Первый и самый значимый конфессиональный конфликт заключатся в том, что если для католика-христианина хранение и использование алтарной статуи является формой религиозного благочестия, то для православного представителя христианства это будет явным идолопоклонством.

• Конфликт второй. Практика использования Santos в культовых ритуалах зачастую граничит со зрелищностью, которая, в свою очередь, не является добродетелью, что и вызывает вопросы, связанные с искренностью и правомочностью использования алтарных статуй, особенно в «Страстную неделю».

• Следующий конфликт возник из-за возможности алтарных статуй Santos к внешним трансформациям. Эти разногласия касаются не только способности Santos изменять положение частей тела в пространстве, но и изменений в самом облике статуи посредством замены одеяний, украшений или атрибутов.

• Католицизм более либерален относительно ортодоксальных ответвлений христианства и допускает некоторые интерпретации, связанные с заменой одних атрибутов на другие. Легитимируя таким образом свою «инновационность» и способность адаптации к новым условиям, что воспринимается многими христианскими конфессиями как еретические или не уважающие традиционные каноны изображения святых.

На самом деле конфессионных конфликтов гораздо больше и они гораздо глубже и сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Но… конфликты являются неотъемлемой частью истории алтарных статуй Santos, проходящих свой путь сквозь историю человечества.

Начиная с периода индустриальной революции, начавшейся со второй половины восемнадцатого века и вплоть до 1940 года, популярность алтарных статуй Santos неуклонно снижалась. Нет, Santos не исчезли и их продолжали изготовлять и использовать в небольших, обычно деревенских или общинных католических церквях. Общее количество изготовляемых Santos сокращалось, так как умельцев, занимавшихся профессиональной резкой и росписью становилось меньше, утрачивались навыки и секреты изготовления настоящих Santos, всё больше появлялось стилизованных под Santos изделий. Уменьшение количества Santos в этот период связанно ещё и с тем, что многие статуэтки были уничтожены или утеряны в «плавильном котле» становления США и Мексики. В небольших и более «спокойных» странах как Пуэрто-Рико, Куба, Гватемала, Чили, Венесуэла... алтарные статуэтки Santos сохранились в большем количестве и лучшем состоянии. Всё это привело к тому, что сегодня алтарные статуэтки Santos XVII – XVIII веков превратились в настоящий раритет, которыми мечтают обладать многие музеи и коллекционеры всего мира. В современном мире практика алтарных Santos встречается всё реже, в основном в сельских домах и маленьких церквях. В нише или на полке устанавливается простой или резной алтарь с изображениями любимого святого или группы святых, украшением которых служат молитвенные карточки, свечи, чётки, сувениры и семейные фотографии.

После 1940 года традиции резьбы и росписи Santos стали возрождаться. Но, как и в прошлом, иконографические каноны диктуют кодифицированные наборы знаков и символов, поз и атрибутов, цвета и одеяний. Для точности представления современные santeros по-прежнему полагаются на печатные издания молитвенников, иконы и знания священнослужителей.

Если раньше santeros были пропитаны религиозными убеждениями, они видели в своей работе не только призвание, но и промысел Божий — они нуждались в духовном служении обществу. Современные резчики и создатели Santos называют себя не santeros, а talladores de Santos — «резчики святых», таким образом убирая религиозную составляющую своей работы. Статуэтки Santos превратились в произведение искусства, которые несут в себе видение художника, создавшего их. Многие мастера современности воссоздают уже почти утерянные Santos по рисункам, фрескам, останкам древних Santos, найденных во время научных поисков или случайно. Но созданные художниками статуэтки Santos, также могут быть использованы в качестве алтарной статуэтки после освещения церковью. Историки, культурологи, антропологи и другие учёные начинают серьёзно заниматься изучением влияния алтарных статуэток Santos на современную цивилизацию. Основанная на трёх главных традициях ремесленного искусства (фламандская, итальянская и испанская), идущая с человечеством рука об руку, изменявшаяся с различными эпохами и стилями, забываемая и возрождаемая Santos всегда была и будет частью культурной традиции Латинской Америки и части Европы.

В последние годы интерес к традициям и культурно-историческому значению Santos вырос настолько, что многие художники-кукольники и мастера создают свои творения в стиле навеянным Santos. Облик Santos модным веянием входит в мир прикладного искусства, становясь стильным трендом.

Фото: Indalecia Montes

Santos cage doll, cream & taupe. Фото: © Rosemary


Словно живое существо Santos эволюционирует вместе с человечеством, отображая в своём облике нас, стараясь сделать нас лучше, справедливее, человечнее…


Santos Dolorosa

Этот очерк появился на свет благодаря кукле в стиле Santos. Моя жена мечтала о кукле из дерева ручной работы и так сложились обстоятельства, что именно реплика куклы Santos ей особенно приглянулась. Мой сюрприз удался...

придя с работы, она увидела огромную коробку, а в ней была кукла, которую она хотела. Из-за ошибки американской почтовой службы кукла долго попутешествовала по миру, немного задержавшись в Бразилии. Кто знает, может быть сбылась и мечта куклы — она совершила путешествие по странам, где создавались Santos. Кукла с удивительно красивым лицом, тёмными глазами, выполненная из дерева и расписанная с использованием полихромной техники в сливочно-синий цвет с лёгкими шоколадными акцентами. Теперь кукла Dolorosa в стиле Santos одна из любимых в коллекции моей жены. Dolorosa — репродукция антикварной Santos 18 века.

Dolorosa создана Дженнифер и Робом в студии «SantosCageDoll», находящейся в городе Джонсон Сити, штат Теннеси, США. Дженнифер и Роб создают репродукции старинных Santos много лет, давая возможность заново восхищаться красотой Santos. Их репродукции соединяют в себе интригующую красоту и историю Santos, одновременно черты современности и видение статуэтки мастером, что делает каждую созданную ими куклу индивидуальной и неповторимой. Куклы «SantosCageDoll» вырезаны из дерева. Для детализации лица, рук и других деталей Дженифер и Роб используют папье-маше и материал resin. Расписаны куклы вручную, с использованием полихромной техники и методов искусственного старения, придающих им особый шарм. Их работы дают возможность любоваться произведениями искусства прошлых веков, чудесным образом переданных ими в своих репродукциях.

О куклах Santos мы ничего не знали. Решив сделать ещё один сюрприз для жены, — написать короткий очерк о Santos, я и не ожидал, что для написания очерка уйдёт долгих девять месяцев кропотливого поиска информации и переписки с историками. Как бы то ни было, скромный очерк о Santos был написан, распечатан, переплетён и подарен моей любимой жене в качестве «краткого руководства», за что я был накормлен вкуснейшим яблочным пирогом с корицей :)


Примечания:





Список источников и литературы:


• Russell, Jesse, and Ronald Cohn. Хроника Альфонсо III. Bookvika publishing, 2012. ISBN: 978-5-5135-1122-9

• Селиванов, Валентин. Латинская Америка: от конкистадоров до независимости. Наука, 1984.

• Кудрявцев, Александр. Испания в средние века. Государственное социально-экономическое издательство, 1937.

• Голдовский, Борис. Куклы: Энциклопедия. Время, 2004. ISBN: 5-94117-095-5

• Lange, Yvonne. Santos: The Household Wooden Saints of Puerto Rico. Ph.D. dissertation, University of Pennsylvania, 1975.

• Hanke, Lewis, editor. History of Latin American Civilization: Sources and Interpretations. Vol. 1: The Colonial Experience. Methuen, 1969. ISBN: 978-0416121100

• Lovasik, Lorenzo G. Primer Libro de los Santos: La Historia De Sus Vidas Y Sus Ejemplos. Catholic Book Pub Co., 2007. ISBN: 978-0899421377

• Frank, Larry, and Skip Keith Miller. A Land so Remote. Red Crane Books, 2001. ISBN: 978-1878610775

• Bauer, Brian S. Ancient Cuzco: Heartland of the Inca. 1st ed, University of Texas Press, 2004. ISBN: 978-0292702790

• Cunningham, Lawrence. Uma Breve História Dos Santos (Em Portuguese Do Brasil). José Olympio, 2011. ISBN: 978-8503008587

• Carrillo, Charles M., and Thomas J. Steele. A Century of Retablos: The Janis and Dennis Lyon Collection of New Mexican Santos, 1780 –1880. 1st ed, Phoenix Art Museum ; Hudson Hills Press ; Distributed in the United States by National Book Network, 2007. ISBN: 978-1555952730

• Cash, Marie Romero. Santos: A Coloring Book of New Mexican Saints. Sunstone Press, 2008. ISBN: 978-0865347014

• Ramírez, Susan Elizabeth. ‘Ancient Cuzco: Heartland of the Inca’. Hispanic American Historical Review, vol. 86, no. 1, Feb. 2006, pp. 139–40. DOI.org (Crossref), doi:10.1215/00182168-86-1-139

• Wikipedia, the Free Encyclopedia, 2014. Wikipedia, https://en.wikipedia.org

• www.rgbcomunicacao.com.br, RGB Comunicação. ‘História dos Santos — Nossa Sagrada Família’. Nossa Sagrada Família — Loja de Artigos Religiosos Católicos, https://www.nossasagradafamilia.com.br/conteudos/historia-dos-santos.html.

• FAMSI — Foundation for the Advancement of Mesoamerican Studies, Inc. http://www.famsi.org/index.html.

• ‘Bienvenido a Universidad de La Habana’. Universidad de la Habana, http://www.uh.cu/inicio

• Museo Nacional de Antropología. https://www.mna.inah.gob.mx.

• Mировая цифровая библиотека. https://www.wdl.org/ru/.

• UNAM | Portal UNAM. https://www.unam.mx. 2014.

319 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page