top of page

 Страница Дневника

Фото автораVladislav Kogukarov

Santos. Испанский взгляд девы Марии. Часть первая

От автора:

Рассказать о куклах Santos практически невозможно, не осветив кратко историю Испании, так как их истории тесно переплетены многими столетиями. Автор этого очерка не является историком, не судите его строго за скупость на исторические факты и краткость изложения огромного историко-культурного наследия не только Испании, но и многих других стран, упомянутых или нет в моём скромном повествовании о куклах Santos. В изложении исторических фактов моим стремлением было донести до читателя максимально сжатую и достоверную информацию. Искренне надеюсь, что цель этого очерка — вкратце ознакомить читателя с куклами Santos: откуда они появились, почему эти куклы распространены в испаноязычных странах, какую роль они сыграли и играют в истории людей, стран и культур — будет мной достигнута и не обманет ожиданий читателя...

С Уважением,

Владислав Кожукаров


И создал Господь Бог…

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Бытие 2:7.

В свою очередь человек создал куклу и стал играть с образами, созданными своими руками. Фантазия и образность мышления человека наделяла кукол человеческими чертами, одухотворяя их, создавая крепкую эмоциональную связь, пусть даже эти куклы были примитивны и непохожи на людей существа. Кукла всегда присутствовала в жизни человека: развлекая, обучая, вдохновляя, внушая страх или религиозный трепет, но всегда оставаясь загадкой, тщательно скрывающей свои тайны…

М. Е. Салтыков-Щедрин утверждал, что «Из всех существующих в мире загадок, тайна куклы — самая загадочная. Без понимания сущности куклы невозможно понять и человека». В толковых словарях русского языка слово «кукла» означает фигуру человека или животного, сделанного из какого-либо материала и предназначенного для игры, обучения или какого-либо другого действия. В совсем недалёком прошлом куклой могло быть деревянное поленце, початок кукурузы или скрученный пучок соломы, превращаемые неуёмной детской фантазией в собственное дитя, нежно убаюкиваемое маленькой «мамой». Куклой был и всадник в руках мальчишки, несущийся на глиняной лошадке в удивительные страны, созданные фантазией и историями.

Кукла не всегда была «только игрушкой» — с древнейших времён кукла была и предметом совсем недетских забав… Куклами Вуду колдуны стремились уничтожить врагов. Кукольными театральными представлениями в доступной форме для широких масс поднимались и доносились, а зачастую высмеивались социальные и политические проблемы средневековой Европы и Руси. Кукла всегда сопутствовала религии как материальный атрибут и/или символ, являясь инструментом, помогающим быстро распознать образ и смысл, который кукла была призвана доносить до религиозного человека. Символика и атрибутика, к которым относятся религиозные куклы, наравне с живописью являлись наглядным пособием для неграмотных прихожан. Если «живопись — это Библия для тех, кто не умеет читать», то для тех, у кого не было возможности посетить церковь, кукла была объёмным изображением святого, являвшегося центральной фигурой алтаря. Многие символы и атрибуты римско-католической церкви значительно отличаются от православной и протестантской церквей по причине разночтений и отличного толкования, обусловленных историческими и культурными традициями. Католическая традиция изображать Святых в виде статуй и кукольных скульптур обрела особые традиции в Испании, где их стали называть Santos, Bultos или Revultos. Именно благодаря этой традиции история Испании и история алтарных статуй тесно переплетаются испокон веков до наших дней.


Ковадонга

Одетая в осенний наряд долина Ковадонга, что расположена у подножья гор Пикос де Эуропа, готовилась к будущим холодам. Пронизывающий ветер своей заунывной песней не мог заглушить искреннюю и полную надежды молитву молодой женщины, стоявшей на коленях напротив небольшого алтаря пресвятой Девы Марии.

Santa María, ruega por nosotros... en su recurso de protección, la Santísima Virgen María. No desprecies nuestras oraciones en nuestros dolores... [i]

Её голос наполняли надежда и вера, сильные и настоящие как скалы гор, незыблемой твердыней врезавшиеся в долину.

Ковадонга Covadonga. Фото: © Guía de Asturias

Пещера Ковадонга La Santa Cueva. Фото: © I. Q. / Best Rural Spain

Часовня Santa Cueva de Covadonga. Фото: © Disfruta Teverga

Дева Мария Virgen de Covadonga. Фото: © Disfruta Teverga


Трепетно вымаливала она у Девы Марии покровительства не для себя… за Пелайо [ii] и Астурию [iii] молила молодая женщина, потомок древнего племени вестготов [iv], изгнанного с родных земель маврами исмаилитами.

Здесь, на севере Испании, в последнем оплоте христианства на пиренейском полуострове, в Ковадонге, в пещере Santa Cueva de Covadonga (исп.) находится небольшая часовня с изображением Богоматери Ковадонгской — священного места для всех католических христиан. От порога этой часовни начала свой длительный путь реконкиста [v] возглавляемая Пелайо. Здесь берёт начало история Крестовых походов и рыцарских орденов, призываемых Папством для борьбы с сарацинами, язычниками, врагами католической церкви и экспансии христианства в другие страны и континенты. В предложенном ниже фрагменте текста из «Хроника Альфонсо III» описывается драматический момент начала сражения за будущее католической Испании:

«9. Пелайо со своими приверженцами находился на горе Аусеба. Вражеская армия приблизилась к ней и расставила неисчислимое множество шатров у входа в пещеру... Пелайо сказал: «Христос — наша надежда на то, что из малой горы, которую ты видишь, благополучие Испании и войско Готов будут восстановлены. Я верю, что обещание Господа, данное Давиду, осуществится через нас: «Я посещу их неправедности с розгами и грехи их с плетьми; но не удалю милость мою от них». Поэтому, полагаясь на милость Иисуса Христа, я презираю и не боюсь многочисленности врагов...»

10. …Помните, что Тот, Кто однажды разверз воды Красного Моря, дабы дать проход детям Израиля, ныне уничтожил огромной горой Арабов, которые преследовали Божью церковь…»


Реконкиста

Начиная с 718 года, в период междоусобных войн, раздробленная на графства и небольшие королевства Испания начала отвоевание своих земель католиками-христианами у арабского халифата, которое продолжалось повсеместно вплоть до конца IX-го – начала X-го веков. В этот период реконкиста обретает форму и силу: сплачивает мелкие княжества и графства под покровительством более сильных королевств, правители которых заключают союзы, определяя общего врага — мавров исмаилитов, захвативших земли Испании.

К концу XI-го века геополитическая ситуация меняется кардинально: Испания всё ещё втянутая в междоусобные распри, но уже частично объединённая в более крупные королевства (Астурия, Леон, Кастилия, Арагон, Наварра, Кантабрия и графство Барселона) усилила свои позиции, что вызвало серьёзное беспокойство в эмиратах, уже утративших к этому времени одну треть территории Пиренейского полуострова. Эмираты принимают решение просить помощи у альморавидов [vi] из Северной Африки и получают её.

Отличающиеся жестокостью, крайней нетерпимостью к иноверцам и другим народностям, альморавиды подчиняют почти всю территорию мусульманской Испании. На территории Аль-Андалус [vii] начались преследования, репрессии и насильственное обращение в ислам не мусульманского населения. Христианам, евреям и другим народностям было разрешено селиться только в определённых местах — в небольших и густонаселённых резервациях. Не мусульманское население принуждали носить специальные одежды, определяющие народность и вероисповедание, облагая непосильными налогами и податями. Жестокая политика к иноверным общинам привела к массовой миграции не мусульманского населения на север, в христианскую часть Пиренейского полуострова. Так к концу XII века на юге Пиренейского полуострова не осталось ни христиан, ни евреев, ни других народностей и племён кроме мусульман. В период с 1111 и до 1151 года альморавидам удалось нанести тяжёлый удар по христианской реконкисте, завоевав половину территории у христиан-католиков. С 1151 и по 1195 годы христианская Испания переживает тяжёлые поражения от альмохады [viii] — фанатичных и жестоких воинствующих исламистов, пришедших из Северной Африки. В 1195 году случилось последнее тяжёлое поражение христиан в ходе реконкисты в сражении при Аларкосе. В начале XIII века (16 июля 1212) битва при Лас Навас де Толосе (Las Navas de Tolosa) в Андалусии становиться кульминационным моментом реконкисты. Объединённые кастильско-леонские, наваррские, арагонские и португальские войска, поддерживаемые рыцарскими орденами, разгромили большую мусульманскую армию во главе с Мухаммадом ан-Насира, одержав стратегическую победу, за которой последовало изгнание мусульман с Пиренейского полуострова.

Francisco de Paula Van Halen. La batalla de las Navas de Tolosa, 1864. Фото: © Wikimedia Commons
Francisco de Paula Van Halen. La batalla de las Navas de Tolosa, 1864. Фото: © Wikimedia Commons

После нескольких месяцев осады город Гранаду заняли войска королевства Кастилия и Леон. Тем самым ознаменовав конец мусульманского присутствия на Пиренейском полуострове и объединения почти всей территории в королевство Испания.

Реконкисту закончила королевская супружеская чета Изабелла I Кастильская (Изабелла Католичка — Isabel I la Católica) и Фердинанд II Арагонский (Fernando de Aragón "el Católico") второго января 1492 года.

Agustinas de Madrigal. Wedding portrait of King Ferdinand of Aragon and Queen Isabella of Castile, 1469. Фото: © Wikimedia Commons
Agustinas de Madrigal. Wedding portrait of King Ferdinand of Aragon and Queen Isabella of Castile, 1469. Фото: © Wikimedia Commons

Примечательна эта супружеская чета (именуемая «католические короли») ещё и тем, что за окончательное изгнание мусульман с Пиренейского полуострова они получили от Папы Римского невиданную ранее привилегию — королевский патронат над церковью на всей территории королевства Испания. Реконкиста проводилась испанцами не только и не столько по политическим, экономическим или территориальным мотивам, сколько из-за религиозных убеждений. Если посмотреть на историю реконкисты в целом, то реконкиста представляется как единый и растянувшийся почти на 800 лет Крестовый поход против неверных под знамёнами католической церкви. Католическое духовенство обладало огромным влиянием на людей — духовная жизнь находилась под полным контролем духовенства. В руках церкви находились просвещение, медицина и благотворительность: школы, университеты, больницы, приюты, помощь бездомным, престарелым и сиротам. Жизнь подданных испанской короны от колыбели и до могилы проходила под неусыпным наблюдением служителей церкви.

Кроме политического и идеологического влияния католическая церковь обладала и могучей экономической силой. Доходы церкви можно было сравнить только с доходами королей. Духовенство обладало особыми правами — церковными фуэрос [ix], согласно которым её представители были подсудны только церковным трибуналам: к ним не могло быть применено насилие, в том числе арест, пытки и тем более смертная казнь. Католическая церковь подчинялась не испанской короне, а только папскому престолу.

Можно ли считать, что церковь является самостоятельным и независимым от королевской власти институтом? Совсем нет. Скорее всего, церковная власть походила на родную сестру королевской власти, с которой была связана кровными узами, покровительствовала ей, поощряла, использовала в своих целях и одновременно бдительно следила за ней, стараясь не допустить с её стороны поступков способных нанести королевскому трону или церкви какой-либо ущерб. С каждым поражением мавров укреплялась испанская государственность и наряду с нею мощь и авторитет церкви. Возможно, что после образования единого испанского государства интересы королевской власти и церкви в дальнейшем пришли бы в столкновение, как это происходило в других католических странах, если бы не два крайне важных обстоятельства, оказавших решающее влияние на последующее развитие взаимоотношений между этими институтами, а именно — открытие Америки и появление протестантизма. Испания к завершению реконкисты являлась государством-церковью, в котором интересы королевской власти и церкви переплетаются и отождествляются, образуя одно неразрывное целое.

Чем сильнее становилось государство, тем влиятельнее и сильнее становилась католическая церковь. Таким симбиозом церкви и государства Испания вступает в следующую эпоху — конкисту [x]. Влияние церкви на умы многих поколений испанцев, взращённых в нескончаемых войнах и крестовых походах на протяжении столетий, привело к массовому религиозному фанатизму, неизжитому окончательно и в наши дни. Испания считалась и считается поныне самым прочным оплотом католической религии в Европе.


Заступница и покровительница

Точно неизвестно где возникла традиция создания кукол или статуэток изображающих христианских святых, но доподлинно известно одно — Santos появились на Пиренейском полуострове в период примерно с середины апологетов, что соответствует концу II и середине III веков. На развитие алтарных кукол и статуэток повлияли многовековые междоусобные распри и постоянные войны, удалённость деревней и маленьких городов от церквей и священников. Люди боялись выйти в церковь на молебен или проповедь, которые могли стать для них последними, особенно в период мусульманского господства над Пиренеями.

Santos переводиться с испанского языка как «Святой», представляя собой современное и обобщённое понятие изображения святых. В начале своего пути Santos изображали не только Деву Марию, но и библейские, религиозные, культурные и социально бытовые сюжеты. Ранние Santos встречались только в домах и гораздо позднее стали появляться в католических часовнях и церквях. Создателей кукол Santos называли Santeros (мужчин) и Santeras (женщин). Скульптурные изображения Santos со временем стали раскрашивать, украшать и одевать в дорогие одежды. Постепенно общие и библейские сюжеты стали вытесняться изображениями Святых, чей лик становился всё совершеннее, само устройство Santos сложнее, одежды и украшения богаче и вычурнее — постепенно превращая Santos в настоящие произведения искусства, которое могли позволить себе только очень состоятельные люди или богатые приходы. Исторические предпосылки сложились так, что образ Богородицы Девы Марии — главной покровительницы и заступницы всех христиан, был и остаётся наиболее почитаемой святыней на Пиренейском полуострове, что не могло не сказаться на развитии Santos, изображающих Пресвятую Деву Марию.

Unknown artist, Santa Ana, 17th Century. Фото: © Smithsonian Museum Conservation Institute

Enthroned Virgin and Child, Navarre, Spain ca. 1280 – 1300. Фото: © Metropolitan Museum of Art


Из чего же, из чего же…

Было бы неверно написать, что практика объёмного изображения святых существовала только в Испании. Изображались объёмно святые и в Италии, и во Франции (особенно в Провансе), и в некоторых других странах Европы. Но Santos создавались только в Испании.

Ранние Santos выполнялись из дерева, позднее из камня и даже кости. Несколько позже стали появляться статуэтки Santos литые из бронзы и других металлов. Но не пользующиеся популярностью литые статуэтки, оставив след в истории, канули в лету, став раритетом, вожделенным экспонатом для коллекционеров и музеев.

Резчики по дереву, создававшие статуэтки святых, назывались Santero или Santonniers, но также назывались и люди, расписывающие Santos или создававшие какое-либо изображение святых. Вырезанные статуэтки расписывались без нанесения грунтового (базового) слоя краски, что делало их крайне недолговечными и уязвимыми. Статуэтки святых были меньше и проще тех, что создавались для церквей. Тем не менее материалы и методы, используемые художниками и резчиками, оставались неизменно одинаковыми независимо от целевой аудитории. В более поздних Santos, как правило, использовалась полихромная техника (роспись по дереву) создания деревянных скульптур святых. Статуэтки вырезались из цельного куска местных пород дерева, отшлифовывались до достижения желаемых контуров и необходимой гладкости поверхности. Затем на деревянную заготовку наносилась ткань пропитанная животным клеем, смешанным с мелом или гипсом. Клей вываривался из костей, хрящей, жил и кожи животных. После высыхания нескольких слоёв ткани и перед нанесением краски, заготовку статуэтки шлифовали для достижения гладкой поверхности. Отшлифованная гипсово-меловая ткань скрывала следы резьбы, становясь достаточно прочной основой и идеальной по фактуре для последующей детализированной лепки рук, деталей костюма и позволяющая с особой точностью передать черты лика. Покрытые гипсом или мелом части скульптуры предотвращали пропитывание древесины краской, сохраняя уникальные цвета и оттенки от изменения цветовой интенсивности под влиянием времени.

Spanish Colonial Santo San Esteban, 18th Century. Фото: © 1stDibs


Иногда использовался тонкий слой смеси из глины и животного клея поверх гипсово-мелового покрытия как основа для сусального золота, искусно раскрашенного и создававшего иллюзию богато вышитой ткани. Традиция покрывать деревянные статуэтки святых сусальным золотом образовала стиль называемый Detallado (детальный), в то время как без позолоты — Estofado. Стиль Detallado отличается тем, что полностью окрашенные и покрытые сусальным золотом статуэтки Santos не нуждаются в одежде и других аксессуарах, т. к. образ святого был полностью завершён. Стиль Estofado был более распространён и послужил основой к возникновению других направлений и стилей. В пример тому — Niche Santos, небольшие по размеру статуэтки, которые укрывали в нишах и специальных ящиках. Niche Santos были особенно востребованными в период мусульманского халифата на Пиренейском полуострове. В то время христианам было небезопасно исповедовать свою религию и тем более держать в доме христианскую атрибутику. Niche Santos — «Святое Убежище» (от слова niche — ниша, убежище) помогало христианам скрыть от ненужных глаз лики своих святых. В период реконкисты, в освобождённых от мусульман городах и селениях, жители переносили своих Niche Santos на самое видное и почитаемое место в гостиных и спальнях, украшая и преподнося подарки своим святым.

Niche Santos, 17th Century. Фотографии частной коллекции Dick Jemison


Для окраски и росписи статуй святых мастера применяли темперу [xi], а после VI – VII веков — масляные краски, традиционные для того периода времени. Темпера трескалась и осыпалась с деревянной статуэтки из-за деформаций древесины под влиянием внешних климатических условий: повышения или понижения температур, изменения влажности воздуха.

Это приводило к тому, что рано или поздно статуэтка оказывалась в руках мастера. Мастер исправлял ущерб, нанесённый природными факторами и обычным износом, частично реставрируя или полностью расписывая всю статуэтку заново.

A Magnificent Spanish Colonial Madonna, late 18th century. Фото: © 1stDibs


Учёные находили статуэтки Santos со следами многократной реставрации и перекраски, где каждый новый слой краски сильно разнился по химическому составу от предыдущего, что свидетельствует о том, что одну алтарную статуэтку использовало не одно поколение христиан и насколько трепетно относились к ним их владельцы.

Цена алтарных кукол была не мала. Необходимо упомянуть факт, что ультрамарин, достаточно часто использовавшийся в росписи, был очень дорог и применялся как символ роскоши — он продавался по весу 1:1 к золоту почти до конца средневековья. Не дёшевы были и лаки (растворённые в спирту смолы деревьев), применявшиеся для защиты окрашенной и расписанной поверхности алтарных статуэток. В основу красок входил свинец, мел, киноварь, лазурит и охра. Для окраски и росписи применялись преимущественно краски с добавлением минеральных или растительных пигментов. Учёные обнаружили, что приблизительно с начала VII века в состав красок как связующий материал входила олифа. Примерно в этот же период стали использовать масляные краски и уникальную технику применения воска. Воск применялся для лепки и литья рук, лица и голов статуэток. Воск смешивался с канифолью и мелом, отливался в нужную форму, после застывания заготовку прикрепляли к корпусу статуэтки и расписывали. Примерно к середине VIII века стали применять гвозди для крепления фигуры к постаменту. Применение гвоздей — немаловажный факт, свидетельствующий о возникновении производства алтарных скульптур Santos.

Tiburcio de la Espada, Virgen del Carmen, 18th Century. Фото: © Smithsonian Museum Conservation Institute


Таким образом, можно с уверенностью сказать о начале артельного производства статуэток Santos с середины VIII века: фигуры и постаменты могли быть сделаны разными людьми; постаменты могли быть сделаны не для конкретных статуэток; росписью, резко и отливкой, обычно занимались разные мастера. Но многие статуэтки Santos, как и ранее, полностью создавались одним мастером, что значительно повышало их цену. Настоящий прорыв в техниках и технологиях создания алтарных статуэток происходил с начала VI и до конца X века. В этот период всё больше применяются масляные краски, темпера становилась более качественной, расширяется палитра красок, сами краски становились дешевле и лучше. Всё больше применяются относительно новые материалы для создания статуэток: воск, олифа, казеиновые краски и казеиновый клей, канифоль, сульфат кальция, клейстер, лаки. Инструментарий также совершенствуется. Нож, изначально единственный инструмент резчика, повсеместно уступал место специальным инструментам для резки и тонкой доводки заготовок будущих статуэток. Всевозможные разновидности долот, стамесок (клюкарза и церазик) предоставляли резчику возможность воплощать свой замысел максимально эффективно и точно.

Кроме обычного инструмента резчики уже могли использовать очень современное в те времена устройство механизации — станок, приводимое в действие подмастерьем или самим мастером.

Инструменты и станоки XV-го века.


Традиции Santos, сформированные не без участия церкви, на протяжении столетий диктовали условия создания алтарных кукол. Одно из важных требований предъявлялось к древесине, используемой резчиками. Если ранние Santos вырезались из любой доступной местной древесины, то с начала средневековья резчикам настоятельно рекомендовалось использовать определённые сорта древесины. Кедр (Cedrus Pinaceae) использовался мастерами и считался одним из ценных материалов из-за уникальных свойств древесины. С кедром связан и интересный факт… во многих источниках пишется об испанском кедре (Cedro Hembra), из-за чего во многих публикациях случается путаница, на самом деле речь идёт не о кедре (Cedrus Pinaceae), а о Цедреле душистой (Cedrela odorata), не имеющей никакого родства с кедром. Цедрела душистая (Cedrela odorata) — одна из представительниц рода Цедрел семейства Малиевых, наречённая звучным именем «испанский кедр» исключительно из-за своего кедрового запаха. Далее автор позволит себе перечислить популярные сорта древесины, использовавшихся для создания алтарных статуэток Santos в средневековье и разрешённых церковью к применению: Тополь (Populus), осина (Populus tremula), Кедр Сосновый (Cedrus Pinus), Кедр короткохвойный (Cedrus brevifolia), Кедровая сосна (Pinus cembra, она же Сосна европейская и она же Европейский кедр), Цедрела душистая (Cedrela odorata). Некоторые разновидности красного дерева: Махагони (Swietenia mahagoni), Кордия (Cordia alliodora), Красный сандал (Pterocarpus santalinus), Эвкалипт смолоносный (Eucalyptus resinifera).

Как писалось ранее, к концу X века реконкиста и церковь частично объединили раздроблённую на графства и королевства Испанское государство, что привело к экономическому подъёму, формированию артелей, появлению новых материалов и технологий. Развивалась торговля, города и их правители богатели, а с ними обогащалась и церковь. В зажиточных городах и графствах проходили шествия и крестовые ходы, главная роль в которых отводилась статуям Santos. Чем богаче становилась церковь, тем богаче, краше и сложнее становились статуи. Примерно в XI веке у статуй Santos стали появляться стеклянные глаза, у особо дорогих статуй Santos лики и руки могли быть выполнены из слоновой кости. Вырезанные из слоновой кости статуэтки Santos отличались детализацией и роскошью, в последующих веках они стали известны как стиль Marfil.

Ivory Santos, early 19th Century. Фото: © 1stDibs


Необходимо уделить особое внимание ещё одному из стилей, возникшему приблизительно в начале XI-го – середине XII-го веков и сохранившему свою популярность до наших дней — «Bastidor Santos».

Spanish Colonial Santa Maria "bastidor" Santos, early 19th Century.

Фото: © 1stDibs


Особенность этого направления заключается в каркасе заменяющего нижнюю часть туловища статуи. Отсюда и название Bastidor — ограждение, каркас. Каркас создавался из дерева или металлических прутьев наподобие женского каркаса панье [xii]. Направление «Bastidor» унаследовало от других стилей Santos и некоторые другие черты, например, шарнирные подвижные конечности и съёмные руки.

На фотографии старинной Santos видны подвижные руки:

18th Century Spanish Santos wooden cage doll with polychrome decoration.

Фото: © 1stDibs


На фотографиях ниже мы видим уже ставший классическим деревянный каркас и шарнирное сочленение рук статуэток Santos:

17th Century Santos cage doll. Фото: Dorothy McKillop


Когда у статуэток Santos появились подвижные и съёмные конечности точно неизвестно, но учёные предполагают, что в промежуток между IX и XI веками.

Santa Maria La Purisima, circa 1875


Примечания:













639 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page