Зной отступал, унося с собой последние силы караванщиков и сотканные из жаркого бреда призрачные миражи. Караван продолжал свой путь, оставляя далеко позади солнце, зацепившееся тенями за острые камни Подъёма Скорпионов. Сумерки щедро одарили путников радостной надеждой – огнями города, ожидавшего их впереди... Допитый курнуб придавал погонщикам верблюдов сил завершить свой изнурительный переход сегодня, чтобы завтра с новыми силами повести караван через пылающее жаром сердце пустыни.
Мамшит (ивр: ממשית) — современное еврейское название древнего набатейского города Мемпсис (Mampsis), известного под этим именем по мозаичным картам Медва. Арабское название этого города – Курнуб (Kurnub). Мамшит считается не самым большим из набатейских городов центрального Негева. Руины Мамшита были найдены в превосходной сохранности, что предоставило учёным уникальную возможность изучать историю набатеев. Мамшит возник примерно в IV веке до н.э. в месте пересечения древних путей из Газы и Иерусалима в Эйлат и Петру, объединяя между собой Негев и Эдом.
Как и многие набатейские города, Мамшит начав своё существование как караван-сарай, достаточно быстро увеличился до крупного города. Город быстро стал одним из важных пунктов на Пути Благовоний — караванном пути из южной Аравии в страны Средиземноморья, по которому перевозились не только благовония, мирт, ладан, наркотики и специи, но и товары, перевозимые транзитом из Индии в Средиземноморье в периоды военных конфликтов, когда Северный Путь оказывался закрыт.
Мамшит помимо важного транзитного пункта быстро становится и сельскохозяйственным центром Набатейского царства. Выгодное расположение рядом с небольшой одноимённой рекой позволяло набатеям за короткий зимне-весенний период запасать большой объём воды, обеспечивая ею не только жителей разрастающегося и крепнущего города, но и быстро развивающиеся сельское хозяйство.
До прихода римлян Мамшит в основном был городом шатров, палаток и немногочисленных зданий иудейской архитектуры. Это обуславливалось тесными экономическими, политическими, культурными и родственными отношениями между набатеями и иудеями в доримский период. Ещё до прихода римлян в Мамшите уже существовала развитая и уникальная система водосбора и хранения воды, о которой писалось ранее и к которой мы вернёмся чуть позже. В более поздний период Мамшит обладал эклектичной архитектурой, собранной словно мозаика из греческой, римской, иудейской, византийской и других архитектур.
В настоящее время территория развалин Мамшита составляет более 40 акров и в основном относится к римско-византийскому периоду.
При раскопках были найдены прекрасно сохранившиеся остатки городской стены с воротами и двумя башнями, множество общественных и жилых зданий, городские цитадели, бани, водосборники, городской общественный колодец, церкви с мозаичным полом, кладбище, винодельни, стойла для лошадей, здания для обработки и хранения сельскохозяйственной продукции и многое другое…
Мамшит был единственным городом в Северном Негеве со стенами и воротами, возведёнными примерно в конце II-го и начале III-го века при правлении императора Диоклетиане. Стены города до сих пор поражают своей толщиной.
Врата города размещались на шести массивных основаниях и были закрыты крышей. Рядом с воротами располагалась комната стражи.
С двух сторон над вратами находились сторожевые башни, гордо возвышавшихся над всяк в град входящим.
Можно сказать, что Мамшит был единственным набатейским городом в Негеве с большим рынком, находившимся в самом городе, а не за его стенами. Занимаемая рынком территория была просто огромна по сравнению с рынками других набатейских городов. Ещё одна уникальная особенность рынка Мамшита — он был крытым и помимо торговых рядов был оборудован небольшими пристройками.
Может быть, в этих постройках были оборудованы магазины важных и очень богатых торговцев, а может в них заключались и оформлялись сделки, а может… точных сведений о предназначении этих небольших построек на территории рынка пока нет.
Хотя в Мамшите и нет чёткого расположения зданий по декуманус и кардо, основные каноны римского градостроительства явно соблюдались — улицы города, идущие в основном строго прямо, располагались под прямыми углами относительно друг друга. Даже влияние византийского периода не сильно повлияло на основную «римскую» планировку улиц и зданий. Дома и сооружения были построены из строительных блоков одного размера по подобию инсул. Дома были одно, двух и трёхэтажными.
Большой дом управляющего (зачастую не совсем верно называемый дворцом) — грандиозное по тем временам трёхэтажное строение, занимавшее площадь в 1000 квадратных метров. Дом восхищал большим внутренним двором, окружённым с двух сторон колоннами, большим полуоткрытым приёмным залом, множеством маленьких комнат и даже собственной сторожевой башней, воздвигнутой в западной части здания. Дом управляющего был также защищён и с южной стороны сторожевой башней (предположительно лучников). Огромные размеры этого здания никак не согласовались со стандартными размерами в 200 квадратных метров римских строений, что очень озадачило археологов.
Позднее подобную планировку археологи обнаружили в Авдате, что свидетельствует о преемственности удачных архитектурных решений. Совсем неподалёку к югу от дома управляющего находилась базальтовая мельница и акведук.
Окон в жилых домах не было, они появились в зданиях несколько позже. Зато был уникальный, рукотворный каменный охладитель воды.
Это был каменный «шкаф» полукруглой формы с достаточно высоким полукруглым сводом, который даже в полуденный зной создавал тень над выдолбленной в камне чашей, где и находилась охлаждённая питьевая вода. В пустыне вода — сокровище, цена которой — жизнь. Набатеи преуспели в сборе и сохранении воды как никто другой, храня свои успехи втайне. Именно Мамшит помог учёным разгадать многие секреты набатеев. При раскопках Мамшита было найдено три больших водохранилища и четыре плотины. Плотины были построены в разное время. Первая плотина была построена набатеями, вторая и третья в римский период, четвёртая во времена британского мандата. В городскую систему водохранилищ и колодцев вода попадала при помощи крупных водоводов и труб. В самом городе система сбора и распределения воды происходила по трубопроводу меньшего диаметра. Набатеи собирали всю воду, которая была им доступна: не только дождевую воду, но и конденсат образовывающийся ночью и ранним утром на стенах здании. Для этого набатеи придумали интересный способ — они выдалбливали наклонные неглубокие бороздки по всей поверхности каменных стен зданий, вода самотёком по желобкам собиралась в водяные коллекторы и далее по трубопроводу в общественный колодец. Автор очерка не ошибся, написав — «трубы» и «трубопровод», так как набатеи действительно использовали систему керамического (терракотового) трубопровода. Примечательно и то, что трубопровод был частично в закрытых трубах, а частично в открытых трубах-желобах. Остатки этой системы можно увидеть и сегодня в Мамшите. Для соединения труб применялась система раструбов, позволявшая быстро заменять сломанный или не исправный отрезок трубопровода, а также создавать, монтировать и разветвлять трубопровод даже на неровном рельефе. Трубы устанавливались под небольшим, но постоянным уклоном (примерно под углом в 5º), обеспечивая несильный и равномерный ток воды. Городские резервуары, которые не наполнялись сами — наполняли водовозы на ослах и верблюдах. Набатеи с оружием в руках охраняли свои бесценные водные богатства. У каждой плотины и у каждого водохранилища находился вооружённый отряд, денно и нощно охранявший «саму жизнь» города. Рачительное отношение к водным ресурсам, умение добывать и сохранять воду, позволило набатеям превратить Мамшит в настоящий оазис изобилия в пустыне.
С приходом римлян в Мамшит значительно расширились водохранилища, вместимость увеличилась до 10,000 кубических метров каждое. Римляне отстроили в Мамшите целый комплекс классических терм, несмотря на все сложности сбора водных ресурсов. Построенные римлянами бассейны обеспечивали водой бани с холодной, тёплой и горячей водой — фригидарий (лат: frigidarium), тепидарий (лат: tepidarium) и калидарий (лат: caldarium) соответственно.
Римские архитекторы разработали эффективную систему центрального отопления с подогревом пола и стен — гипокауст (hypocaustum). В термах с помощью печи (praefurnium) нагревались вода и воздух, который затем циркулировал под полом и в полостях стен. Внутри римские термы были облицованы мрамором, украшены мозаикой и фресками. Банные процедуры начиналась с купания в холодной воде в фригидариуме, затем в тёплой воде в тепидариуме и потом в калидариуме с горячей водой. Температура горячей воды в калидариуме могла достигать 50–55ºС (122–131ºF) и предварительный разогрев тела был просто необходим во избежание теплового шока. Одежду оставляли в раздевалке (apodyterium), после банных процедур посетитель мог заняться спортом в палестре (греч: palaistra) или умащивать тело маслами в айлептерии (греч: aylepteriy), обычно для процедур использовалось оливковое масло.
Греко-римская экспансия не ограничилась только вином, банями и архитектурой… Культ плотских утех, правивший бал во всей Римской Империи, распространился и на набатеев. Может, не в столь изощрённых и глобальных проявлениях как в самом Риме, но отказывать себе в «маленьких радостях» римские наместники явно не собирались.
Право же, нельзя пренебрегать словами Демосфена, утверждавшего что: «Уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех, и гетеру — для душевного комфорта». Самый тривиальный бордель, найденный при раскопках Мамшита, кричащей откровенностью доказывал слова Демосфена.
Обсудив плотское, можно поговорить о вечном…
Заканчивая раздел о самых основных постройках Мамшита, мы просто обязаны затронуть византийскую эпоху. В византийский период многие здания изменялись или переносились с места на место, перестраивались старые и строились новые. В этот период были достроены и перестроены бассейны и купальни, расширена и модернизирована винодельня, претерпели некоторые изменения хозяйственные и производственные здания.
Самыми значимыми постройками византийского периода для Мамшита стали две церкви, считающиеся старейшими в Негеве. Объяснение просто — Византия первое христианское государство и её главным представительством повсюду являлась церковь. Богатство и роскошь убранства церквей указывает на прямые дотации из Константинополя. Церкви Мамшита, как и все ранние церкви византийской эпохи направлены на восток, как символическое направление на Иерусалим. Точный план обеих церквей был сделан при раскопках в 1965–1967 и 1971–1972 годах археологами Еврейского университета. Обе церкви не отличаются от обычных базилик того периода, но есть некоторые уникальные отличия, стоящие краткого описания.
Итак, в Мамшите было построено две христианские церкви. Первая — Церковь Святых и Мучеников, также называемая Восточной Церковью. Своим названием церковь Святых и Мучеников обязана обнаруженному в ней оссуарию — ящику для захоронения мощей, являющимся объектом раннего христианского культа мучеников, что полностью оправдывает название церкви. Восточная Церковь представляла собой крупный комплекс из красивой и большой залы с колоннами, в которую вёл лестничный пролёт, а также ряда комнат, трёх неф, красивой апсиды с двумя квадратными комнатами по бокам.
В каждой из боковых комнат находились мраморная ограда, сиденья из цельного камня, баптистерий и встроенный в основание реликварий венчавшийся небольшим алтарём. Церковь была вымощена мозаикой с геометрическими узорами и крестами. В центре церкви была выложена мозаичная надпись «I(esous) Ch(ristos) Th(eou) Y(ios) S(oter)».
Вторая церковь — Церковь Святого Нила (Нилуса) или Западная Церковь, получившая своё название из-за мозаичной надписи в нефе: «Господи, спаси раба Твоего Нила, любящего Христа, основавшего здание сие и храни его домочадцев».
С позволения уважаемого читателя автор позволит себе отступление кратким повествованием о святом Ниле, уроженце Анкары. У Нила был высокий духовный сан в Византии. Прибыв в Набатейское Царство со своим сыном, Нил поселился в небольшом монастыре, который платил набатеям за покровительство. Однажды отряд набатеев атаковал монастырь, забрав все припасы еды, воды и уведя с собой всех монахов. Среди пленённых монахов оказался и сын Нила. Отправившись на поиски, Нил после долгих странствий и бедствий нашёл шатёр шейха, который и поведал Нилу, что его сын был продан рабом в Халуццу. Добравшись до Халуццы, Нил с удивлением обнаружил своего сына в полном здравии и занимающего высокий духовный сан в местной церкви. Несколько позже Нил стал епископом. После смерти он был причислен византийской церковью к лику святых.
Церковь Святого Нила была небольшая по размерам (10 на 17,5 метров), имела треугольную крышу и мраморную облицовку.
В церкви было три апсиды, три нефа и часовня на южной стороне с небольшой апсидой.
Центральный неф имел мозаичный пол с панелями из восьмиугольников с изображением птиц и корзины фруктов, а также геометрическую панель с надписью в центре, упоминающую святого Нила.
Эти церкви уникальны своими мозаичными изображениями. Подобные изображения совсем не свойственны для византийских церквей и тем более в Негеве. Изображение креста в напольной мозаике в Церкви Святых и Мучеников говорит о том, что в церкви молились не позднее V века, когда был принят закон, который запрещал изображение креста на полу церквей, дабы не наступать на символ Святой Церкви.
Ковровая мозаика перед святилищем в Церкви Святого Нила изображает двух павлинов по обе стороны от амфоры, по бокам которой свешиваются виноградные лозы. Изображение птиц и животных в мозаиках церкви Святого Нила свидетельствует о том, что церковь уже не посещалась в начале VII века во времена иконокласта при правлении императора Льва III Исаврийского.
У входа в церковь Святого Нила сохранилась выполненная в мозаичном полу надпись, гласящая: «Господь, помоги Аврааму сыну Зиновия, хранителю сего храма» (Авраам – священнослужитель, заботившийся о церкви).
Как и в других христианских храмах Негева, архитектурные элементы церковных зданий в Мамшите были украшены резьбой. Главным украшением служили кресты и украшенные молдинги. Сейчас эти архитектурные элементы утратили свою изысканность и выглядят несколько грубо, но… ничто не может противостоять безжалостному Хроносу.
О постройках и людях, оставивших след в развитии древнего Мемпсиса, можно говорить бесконечно долго… посему, перейдём к следующей теме нашего повествования.
«В плохие старые времена было три лёгких способа разориться: самым быстрым из них были скачки, самым приятным — женщины, а самым надёжным — сельское хозяйство», — писал Эрл Амхерст. Этот афоризм в какой-то мере относится и к нашему повествованию о достопочтимом городе Мамшит. Как уже писалось ранее, сельское хозяйство в Мамшите развивалось весьма успешно, быстро превратив город в житницу и кузницу почти всех набатейских городов пустыни Негев. Если доверять только трактатам Диодора, то можно подумать, что вплоть до IV века набатеи ничего не выращивали и вели исключительно кочевой образ жизни, занимаясь разведением коз и верблюдов. Но это утверждение несколько ошибочно.
Действительно, часть набатейских племён не меняли своего кочевого образа жизни, оставаясь в стороне от цивилизации с её благами, взлётами и падениями на протяжении многих веков. Другая часть начала вести оседлый образ жизни, что привело к основанию городов, развитию ремесленничества и сельского хозяйства. С переходом на оседлый образ жизни началось бурное развитие сугубо «набатейских» отраслей сельского хозяйства, как верблюдоводство и козоводство. Увеличение посевных площадей обеспечило появление новой отрасли — пчеловодства. Совсем скоро Мамшит начал обеспечивать не только свои потребности в мёде, но и соседние поселения в Негеве.
До прихода римлян на территорию будущей Аравии Петрейской (лат: Arabia Petraea), набатеи выращивали в промышленных масштабах финики, фиги (инжир), оливки, пшеницу, ячмень и лён. Объём экспорта сельхозпродуктов из Мамшита в другие города и страны был очень большим по тем временам. Для примера: экспорт фиг (инжира) составлял более 4000 корзин в год, а фиников более 5000. Культивированные земли в округе Мамшита находились в долинах вади и вокруг русла реки. По мнению учёных земельный фонд Мамшита составлял более 1000 гектар. Культивированные участки обустраивались в виде террас и были двух типов. В первом типе поля располагались друг за другом на разных уровнях так, чтобы последующее поле находилось несколько выше предыдущего. Водный поток распределялся системой дамб, водоотводов и сливов. Во втором типе поля располагались последовательно, где каждое последующее поле находилось ниже предыдущего, получая воду с поля, располагавшегося выше. Во втором типе участков не сооружалось дамб, но была разветвлённая система каналов и водоотводов. Возведение укрепительных стен между террасами позволяло земледельцам использовать нужное количество аллювиальной почвы и гумуса в пределах одного конкретного надела, давая возможность разумно использовать ресурсы именно для той культуры, которая выращивалась.
С приходом римлян система земледелия почти не изменилась, но наряду с привычными для набатеев сельскохозяйственными культурами стали выращиваться новые — хлопок, просо, виноград и др. В данном случае мы наблюдаем удивительный и очень занимательный процесс культурной диффузии римско-эллинистических нововведений из хозяйственной сферы в религиозные и социальные институты набатеев. Автор очерка не настаивает на определённой точке зрения — плохим или хорошим обернулась такая римско-эллинистическая экспансия для набатеев, но позволит себе привести некоторые примеры, чтобы многоуважаемый читатель решил для себя сам — что «хорошо», а что «плохо»…
Греко-римская культура немыслима без вина, производство которого было завезено римлянами в земли набатеев. Выращивание винограда — сам по себе факт хороший, так как расширял не слишком богатый гастрономический выбор набатеев и не сильно влиял на привычный образ жизни самих набатеев. Но вино, которое производилось из большей части выращиваемого винограда, медленно и кардинально изменило всю историю Набатейского Царства. До прихода римлян набатеи не пили вина, которое считалось табуированным (запрещённым к употреблению) и вино просто не производилось. После того как вино стало производиться самими набатеями, да ещё и в больших количествах, набатеи стали активно пользоваться дарами Бахуса. Интересен этот факт тем, что пить вино набатеи стали только с приходом римлян, хотя могли начать это делать задолго до них, так как их ближайшие соседи и зачастую родственники — иудеи, производили и пили вино с незапамятных времён.
Ещё один интересный исторический факт — при раскопках Мамшита израильскими археологами в большом количестве были найдены останки… домашних свиней! Факт сам по себе уникальный, так как свинья считалась «нечистым» животным на всей территории Ближнего Востока и Северной Африки и остаётся таковым до нынешних времён. Найденные во время раскопок останки свиней свидетельствовали о быстро развивающейся отрасли сельского хозяйства — свиноводстве, появившимся именно в период римской экспансии. Найденные останки указывали именно на домашних свиней, а не на одомашненных диких кабанов. Вывод, этих свиней и практику их разведения привезли с собой римляне. Вероятнее всего, что свиньи разводились, выращивались и разделывались исключительно для римских воинов, чтобы обеспечить их достаточным количеством мяса. Может быть и так… но что тогда делалось со свиной кожей, жиром, жилами, хрящами и прочим, остававшимся после обработки туши? Выбрасывалось?! Очень сомнительно… это слишком ценные ресурсы, тем более в условиях пустыни.
Удивительно, что сегодня мы можем любоваться прекрасными арабскими скакунами отчасти благодаря римлянам, сыгравшим свою роль в истории создания этой прекрасной породы лошадей. Почти во всех набатейских городах с приходом римлян стали строится конюшни, использовавшиеся как подменные станции для курьеров и почты. В Мамшите до сих пор можно полюбоваться сохранившимися до наших дней конюшнями. В Мамшите были построены две конюшни, всего на 28 стоил. Одна из конюшен располагалась почти посреди города: прекрасно защищённая стенами и крышей от превратностей пустынной погоды и оснащённая собственным колодцем, дававшим питьевую воду и охлаждавшим помещение.
Конюшни охранялись войнами, а за каждой лошадью ухаживали специально обученные работники. Без таких «царских» условий содержания лошади просто не смогли бы выжить в условиях пустыни Негев.
Сегодня среди руин города, породнившегося с пустыней, сквозь множество разбросанных случаем глиняных черепков, пробивается к весеннему солнцу жёлтыми цветами крестовник, украсивший себя стебельками дикого ячменя. А когда-то, много веков тому назад, ячмень был не диким, крестовник использовался лекарями, а черепки были керамической посудой, вылепленной и расписанной руками умелых гончаров. Быстро переняв гончарное искусство у идумеев, набатеи создавали удивительную посуду, значительно превзойдя учителей в своём умении. В ранний период набатеи использовали обычную красную глину, найденную в руслах вади и реки, созданные из глины изделия в основе своей высушивали на солнце. Каким образом высушенная на солнце посуда оставалась прочной и достаточно тонкой? Секрет заключался в составе глины, из которой лепилась посуда. Сама по себе добываемая глина была «тонкой», то есть имела однородную и мягкую консистенцию. Набатеи добавляли в глину относительно крупные минеральные включения и яичную скорлупу, что позволяло избежать теплового стресса и растрескивания изделия при высыхании или обжиге в костре.
С оседлостью набатеи стали строить печи для обжига керамики, использовать гончарные круги, особой конструкции штампы и прокатки. Толщина стенок набатейской керамики варьировалась от 1,5 миллиметров до 3 сантиметров, в зависимости от предназначения изделия. Керамика имела очень низкий коэффициент абсорбции влаги — примерно 2.5% для окрашенных и 17% для неокрашенных поверхностей. Другими словами, керамика набатеев была менее пористой, она лучше удерживала влагу и была гораздо прочнее, чем обычная керамика других народов того времени. Достигались эти свойства особой смесью глины, неорганическими красками и температурой обжига керамики: температура обжига неокрашенной керамики составляла от 725ºС до 775ºС, а для окрашенных изделий гончары разогревали свои печи до 800ºС–820ºС. Украшались керамические изделия изображениями стилизованных фигурок античной мифологии, цветами, птицами и листьями.
Фотографии © с сайта "Archaeological Center", 2015
Для росписи применялись минеральные пигменты розовых, красных, коричневых, тёмно-коричневых и чёрных цветов. Особо тонкие формы (1,5мм–3мм) обретали тарелки, чашки, миски и небольшие кувшины. Ярко-красный оттенок терракотового цвета, очень тонкие стенки относительно изделия, прочность, характерный металлический звук при проведении ногтем по керамике и роспись стали отличительными особенностями набатейской керамики.
С приходом римлян в декоре изделий появился геометрический орнамент и эллинистический стиль, а сама керамика стала несколько грубее и толще. Снижение производства керамики началось в Византийский период и окончательно прекратилось с приходом арабских завоевателей.
Славные ремесленники Мамшита занимались выплавкой и обработкой меди, свинца, железа и, конечно же, золота. Выплавка и обработка свинца и железа набатеями почти ничем не отличалась от обработки металлов у остальных народов Ближнего Востока. Медь набатеев почти не интересовала, следствие — очень скудное производство медных изделий. Но вот золото… набатеи очень любили этот насмехающийся над богами металл, любили и умели делать из него красивые украшения. С оседлостью набатейское ювелирное искусство стало гораздо сложнее и изысканнее, став достойным внимания богатых и красивых женщин.
Renate Rosenthal-Heginbottom. Илюстрации © "Grave Goods and Nabatean Identity: Mampsis and Qasrawet"
На фотографиях ювелирные украшения, созданные на рубеже эллинистического и византийского периода Набатейского Царства, найденные при археологических раскопках в Мамшите. На второй фотографии серёжка, украшенная фигурой богини Аллат; увидеть серёжку можно в Музее Израиля в Иерусалиме.
Ювелирное ремесло набатеев меняло формы и техники, со временем впитывая в себя культурные традиции греко-римского и византийского периодов.
Кстати, одним из факторов вторжения римлян на земли набатеев было именно золото. Множество товаров набатеи перевозили и продавали в средиземноморье, но они почти ничего не покупали, взамен увозя только серебро и злато.
Хочется отметить тот факт, что именно в Мамшите было найдено 158 килограммов свинца, литьевые изложницы, папирусы, много украшений, золотых монет и керамики. Самой значительной находкой, доказывающей мощь и богатство Мамшита, был клад, найденный Диной Кастель в 1966 году. По словам Авраама Негева, один из участников раскопок (Михаил Нидам) прибежал к нему с вытянутыми впёред ладонями, заполненными золотыми монетами, задыхаясь от радостного возбуждения, повторявшего одну фразу снова и снова: «Ещё есть много, много…» Самой же ценной находкой в Мамшите стал медный кувшин, содержащий 10500 серебряных тетрадрахм, что по современным представлениям соответствует бюджету крупного министерства в десятки миллионов долларов. Находка была столь значимой, что считается второй в мире после сокровищ Тутанхамона.
Фотографии сделаны во время экспедиции в Мамшит знаменитого израильского учёного Авраама Негева. На первой фотографии медный кувшин (фотография из работы Renate Rosenthal-Heginbottom A Forgotten Treasure - The Secrets of the Mampsis Hoard). На второй фотографии Авраам Негев и клад серебряных монет. Увидеть медный кувшин с монетами можно в Музее Гехта в Хайфе.
Набатейский базар
Поднимаясь в синь неба, солнце наполняет полотнища тентов тёплым дыханием ветерка, пробуждая ото сна древний город и превращая Мамшит в темноокую восточную красавицу, пахнущую крепким кофе и пустынной полынью.… Делая шаг под сень полотнищ и навесов, окунаешься в аромат пряностей и шумное разноголосье. «Набатейский базар» проводится уже не первый год в рамках фестиваля «Мамшит — город древности», устраиваемый Управлением природой и парками Израиля (קק''ל).
Два раза в год (в песах и в суккот) Мамшит становится излюбленным местом многих израильтян и гостей Израиля. «Набатейским базаром» организаторы стараются передать образ и дух набатейского рынка через современные ремёсла Негева. Каждый раз фестиваль удивляет тех, кто приехал на него впервые и влечёт к себе заново тех, кто уже побывал не раз.
Рынок завлекает в торговую суету своими колоритными персонажами и яркими, в основном выполненными вручную товарами. Ах, кого и чего здесь только не встретишь… Перебивая многоязычный гул посетителей, звуки дарбуки зазывают покупателей. Явно любящий фотографироваться парнишка в феске предложит вам купить холодной воды, настоянной на мяте: «Всего за шекель!»
Там и тут вдоль древних стен расставлены лавки, благоухающие восточными специями. А какой только утвари тут не представлено: от медных финджанов до прекрасно выполненных серебряных подносов и блюд, кальянов и экзотической для европейцев керамики. Пестря разноцветными орнаментами, стеклянная и керамическая посуда ручной работы особенно привлекательна для коллекционеров.
Как ни странно, но в росписи керамики, создаваемой современными бедуинами Негева, прослеживаются мотивы набатейской росписи. Вполне вероятно, что это дань конъюнктуре рынка, нежели возрождению набатейских традиций, а может быть это просто стечение обстоятельств…
Множество ковров и ковриков, созданных умелыми руками бедуинских женщин, можно не только потрогать и долго разглядывать, но и купить.
Обычные для Ближнего Востока джалабеи и абая бедуинские женщины украшают вышивкой с цветочным мотивом, по которому можно определить её статус и к какой семье-клану принадлежит женщина.
Волшебное путешествие по «базару набатеев» приводит нас к резчику по дереву, который продаёт поделки из древесины оливкового дерева, сделанные тут же на месте. Несколько шагов в глубину шумного рынка и перед вами верблюды, жабы, рыбки и другие поделки, сделанные вручную из мистического оникса.
Как и положено восточному базару он полон музыкантов, развлекающих продавцов, покупателей и праздношатающихся вроде автора этого очерка. Домашне-рукодельного тут много: всевозможные масла от оливкового до самых экзотических; мыла всех форм, цветов и ароматов; поделки из стекла, ювелирные украшения и много всего того, на что в обычной жизни мы бы не обратили своего драгоценного внимания. На самом деле «набатейский базар» неотъемлемая, но не главная составляющая фестиваля, проводимого в Мамшите. В рамках фестиваля можно покататься на верблюдах, ознакомиться с бытом бедуинов, студенты-волонтёры исторического и археологического отделения университетов, а также профессиональные гиды проведут для вас интереснейшую экскурсию по Мамшиту, рассказывая историю этого уникального древнего города.
Вечно беспокойные студенты и молодые пары приезжают на фестиваль на несколько дней. Благо, что на время фестиваля в нескольких десятках метров от древних стен выстраивается большой «палаточный городок гостиничного типа» со всеми удобствами. В вечернее и ночное время проводятся экскурсии по пустыне, под ароматный кофе устраиваются выступления бардов (в Израиле есть и такое…), начинающих музыкальных групп и стендапистов. С наступлением утра (между десятью и одиннадцатью часами) и приездом первых туристов, вся плохо выспавшаяся компания пробуждается, фестивальный праздник продолжается, снова вдыхая новую жизнь в давно покинутый город…
В 2005 году решением ЮНЕСКО Мамшит, как и весь участок Дороги Благовоний на территории Израиля, был включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Азии. Древний Мамшит уникален, он не может не очаровать. Посетите этот уникальный исторический парк и убедитесь в этом сами.
Вместо послесловия
Бедуины, от арабского بَدَوِي бадави или бадавийун بَدَوِيُّون – «обитатель пустыни» или «кочевник». Обычно этим термином принято называть всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни вне зависимости от их национальности или религиозной принадлежности. В своём большинстве израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке в ходе мусульманских завоеваний. В основном это были выходцы из Судана, попадавшие в рабство к бедуинам, кочевавшим по пустыням Аравийского полуострова, но в дальнейшем переходили на характерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка и становились полноправными бедуинами. Проживающие в Израиле бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Есть немало предположений, что бедуины, проживающие в пустыне Негев, являются прямыми потомками набатеев, конечно, подвергавшихся незначительному этническому смешению. На протяжении более двух тысячелетий в результате большого количества территориальных и культурных экспансий, сохранить этническую обособленность не представляется возможным.
Некоторые гипотезы о прямом родстве набатеев и бедуинов, проживающих в Негеве, основаны в прямом смысле слова на крови. Генетические проверки показывают отличные маркёры происхождения от бедуинов, проживающих в центре и севере Израиля. Помимо генетических различий, гипотезы набатейской преемственности бедуинов Негева основываются на схожести многих культурологических аспектов… Разбор этих аспектов и доказательство гипотез, мы с уважаемым читателем, оставим учёным — это их прерогатива. Сами бедуины достаточно негативно относятся к подобным гипотезам и не приветствуют методику культурологического анализа, применяемого к их общине.
Чуткая тишина пустынной ночи уступала место нежному рассвету. Костёр угасал, потрескивая над ещё тлеющими углями еле видными лепестками пламени, тщетно пытаясь взвиться в предутреннее небо искрами, сгоревшими, так и не став яркими звёздами в небе над пустыней…
Ссылки на цикл очерков «Песчанные звёзды»
Список источников и литературы использованных при написании цикла очерков «Песчаные звёзды»:
Штайн Л. «В черных шатрах бедуинов»; Наука, 1981.
Schmid S. G. «The Nabateans»; Sheffield, 2001.
MacDonald B. «The Archaeology of Jordan»; Sheffield, 2001. P. 367 – 426.
Kasher A. «Jews, Idumaeans, and Ancient Arabs: Relations of the Jews in Eretz-Israel With the Nations of the Frontier and the Desert During the Hellenistic and ... (Texts and Studies in Ancient Judaism)»; J. C. B. Mohr. 1988.
Журнал «Очевидное и невероятное» №5; 2011.
Шифман И. Ш. «Набатейское государство и его культура»; Санкт-Петербургский Универси-тет. 2007.
Гольштейн А. В. Стихотворение «Старые письма»; 1904.
Волошин М. Отрывок из стихотворения «Пустыня»; 1901.
Торик И. «Энциклопедический путеводитель по Израилю»; Publishing House «Isradon». 2004.
יעקב משורר."מטבעות ערי ארץ-ישראל ועבר-הירדן בתקופת הרומית". האוניברסיטה של מישיגן. 1984 •
Meshorer Y. «The City Coins of Eretz-Israel and the Decapolis in the Roman Period»; The Israel Museum.1985.
Yadin Y., Avigad N., Aviram J., Barag D., Ben-Tor A. «QEDEM»; Monographs of the Institute of Archaeology; The Hebrew University of Jerusalem. (Book 3). 1975
Al`Oudat A.S. «The Innovation of Nabataean Pottery»; Yarmouk University.
Figueras P. «Monks and Monasteries in the Negev»; Ben Gurion University of the Negev. 2000.
Negev A. «The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land»; Bloomsbury Academic. 2003.
Ovadiah A. «Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land»; Bonn. 1970.
Figueras P. «Pilgrims to Sinai in the Byzantine Negev»; Aschendorffsche Verlagsbuchhandlung. 1995.
Tsafrir Y., Di Segni L., Green J. «Tabula Imperii Romani Iudaea Palaestina: Eretz Israel in the Hel-lenistic, Roman and Byzantine Periods, Maps and Gazetteer»; Israel Academy of Sciences and Hu-manities. 1998.
Wikipedia. «Википедия»; https://www.wikipedia.org
Все фотографии из личного архива Ирины и Владислава Кожукаровых.
Comments