Из миража, из ничего, из сумасбродства моего
Вдруг возникает чей-то лик и обретает цвет и
звук, и плоть, и страсть.
Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно.
Ю. Ким
Дорогой наш читатель, «Утка на колёсах» представляет вашему вниманию интервью с Анной Яровой, обладающей яркой творческой индивидуальностью и сумевшей за короткий промежуток времени стать известным мастером художественной авторской куклы в Израиле.
— Анна, спасибо, что согласились побеседовать с нами о Вашем творчестве. Аня, как в Вашей жизни появились куклы?
— Я начала создавать кукол примерно четыре года назад. Мой приход в кукольный мир был не совсем обычным... Это была почти детективная история. Однажды я увидела куклу Алёны Абрамовой «Хозяйка медной горы» и потеряла дар речи. До того момента мне почти ничего не было известно о художественной авторской кукле. Я стала искать Алёну на просторах интернета и мои поиски достаточно быстро увенчались успехом. Я написала Алёне электронное письмо с просьбой взять у неё уроки мастерства. Алёна мне ответила, что она проводила два мастер-класса в Израиле и знакома с Евгенией Либинзон и Светланой из Беэр-Шевы. Алёна порекомендовала обратиться с этой просьбой к Жене Либинзон. Я начала искать Женю Либинзон. Но… фамилия была написана неверно и я её не нашла. По всей видимости, в кукольный мир двери для меня ещё были закрыты, а мне так хотелось стать частью невероятного кукольного мира. Продолжая поиски в интернете, я увидела чулочных кукол и обратила внимание на визитную карточку с именем Светлана. А вдруг это та самая Светлана из Беэр-Шевы... Проведение мне улыбнулось. Знакомство со Светой распахнуло для меня двери в кукольный мир — я познакомилась с мастерами, на кукол которых смотрела с придыханием. Написав Жене Либинзон письмо с просьбой записаться на мастер-класс, я с нетерпением ждала ответа. Позже Женя Либинзон связалась со мной и вот с этого момента началась моя настоящая кукольная жизнь.
— Да, действительно, почти детективная история. Аня, в Вашей жизни творчество присутствовало всегда?
— Да, творчество в моей жизни присутствовало всегда и только создание кукол поглотило меня целиком и полностью. Эти ощущения я не могу ни с чем сравнить. Я много чего знаю и умею... эти навыки и умения помогают мне в создании кукол.
— Анна, на странице в Facebook Вы писали, что Ваша первая кукла была названа «Анастасия» — в честь Вашей бабушки.
— Да, это правда.
— Мне очень интересно, какие эмоции вы испытали в процессе создания именно этой куклы?
— У меня было желание отдать дань памяти моей бабушке. Бабушка посвятила свою жизнь дочери — моей маме, а потом и всей нашей семье. У меня осталось чувство долга перед ней. Может быть, из-за того, что я не смогла проявить чувства в подростковом возрасте так, как бы мне хотелось сделать это сейчас. Для меня это очень трогательная тема. Создавая куклу «Анастасия», я думала и надеялась, что бабушка видит что я помню её, люблю её и очень ценю то, что она сделала для нас. Чуть позже я создала куклу, посвящённую моему дедушке, который погиб во время войны совсем молодым. Это поколение людей перенесло очень тяжёлую жизнь и недополучило всей той любви, которой они заслуживают.
Работа «Анастасия»
«Она была создана в память о моей бабушке Анастасии. Я её так и назвала. Она, конечно, простая, но для меня очень милая и дорогая».
Работа «Обида. Сенечка»
«Моего дедушку звали Израиль, но называли его Сенечка. Он геройски погиб в далёком 1943 году. Я сделала Сенечку в память о дедушке, а его слёзы — слёзы о непрожитой жизни».
— Аня, сколько работ Вы создали?
— Если честно, не считала. Посчитать совсем несложно, если задаться такой целью. (Смеётся.) Несколько моих работ нашли новый дом. Есть работы, которые на данный момент вызывают у меня желание что-то изменить в них. Но, с другой стороны, они отображают этапы роста моего мастерства, поэтому я не знаю, правильно ли это будет. Да, я вижу недостатки в моих первых работах, но это те ошибки, через которые мне нужно было пройти. Это мой опыт и он очень важен для меня.
— Ваши работы реалистичны. Для Вас это важно?
— Свои куклы я выполняю в реалистичной манере и стремлюсь, чтобы работы были гармоничны. Все знакомы с гармонией золотого сечения, гармонией анатомического строения и прочими гармониями. Но, иногда встречаешь человеческий индивидуум, смотришь насколько он интересно «сконструирован» самим Богом и думаешь: «Ну как так бывает?!» Вроде всё неправильно, но при этом видишь, насколько всё ладно и гармонично. Вроде глаза как-то не так посажены, но при этом очень интересно или нос какой-то особенный. Когда я делаю кукол, мне всё-таки хочется, чтобы лица были красивые и гармоничные, чтобы они радовали мой глаз.
— Аня, Вы окончили Киевский автодорожный институт как инженер, в Вашем творчестве техническое образование мешает или помогает?
— Техническое образование придаёт мне больше перфекционизма и более дотошного взгляда в работе над куклой, помогает материализовать образ в кукольном теле и дополнить фантомную идею образа, наполненную поэзией моих эмоций и переживаний. В жизни я акцентирую внимание на важном, а на второстепенные какие-то мелочи особо не обращаю внимания, если они не влияют на что-то важное. Я буду переделывать, я буду доводить работу до момента пока не останусь довольна результатом — мой перфекционизм проявляется во всём процессе создания куклы.
— За четыре года Вы очень многого добились как мастер художественной авторской куклы. Как рождаются Ваши куклы?
— Каждая кукла рождается по-своему. Рождается из миража, совершенно из ничего. Однажды мы ехали на море, муж сказал мне: «Смотри, какой хлопок. Хочешь остановимся посмотреть?» Конечно, я хотела, мы остановились полюбоваться видом хлопкового поля. Впервые взяв в руки хлопковую коробочку, я сказала мужу: «Мне очень хочется сделать куклу «Хлопок». Куклы «Хлопок» я ни у кого не видела».
Свою куклу «Паулина» я сделала после посещения магазина в Яффо, увидев подставку из перьев павлина.
Работа «Хлопок»
«Бабушка и внучка. Зрелость и цветение. Разные жизненные фазы, но каждая важна и хороша по-своему».
Работа «Паулина»
«Птица цвета ультрамарин. И, возможно, она приносит счастье. Главное — верить в это. Я верю».
«Три царевны подземного царства» — это другая интересная история. Я ехала на урок к Жене Либинзон и во время поездки, просматривая интернет-страницы, увидела картину Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства». Приехав на занятия, я сказала: «Вот когда-нибудь я это сделаю». Но «когда-нибудь» оказалось не таким далёким и создала этих кукол я достаточно быстро. Вот так у меня возникают идеи и вдохновение для того или иного образа.
— Аня, Вы обычно не рассказываете о проекте, над которым работаете, почему?
— Иногда начинаешь работать над куклой, а потом смотришь — нет, не так… нужно по-другому. В процессе меняется ощущение образа и кукла сама подсказывает, что она хочет и как она хочет. Поэтому я не раскрываю всех подробностей проекта, над которым работаю. Да, я могу показать что-то в процессе работы, но никогда не говорю каким будет конечный результат. Это ни в коем случае не суеверие. Думаю, законченную работу смотреть гораздо интереснее, ведь зрителю не нужно домысливать что-то — он видит образ, представленный в моём видении.
— Вы серьёзно подходите к каждой своей работе — прорабатываете детали, продумываете образ до мелочей. Исторические образы требуют особого подхода?
— Интересуюсь, читаю, углубляюсь в различные темы и это очень интересно — узнавать что-то новое. На выставку с тематикой «Восток — дело тонкое» я шила кимоно для куклы «Минэко Ивасаки». Мне пришлось перечитать много литературы и многое узнать, чтобы создать достоверный образ. Если мы говорим о персонаже с исторической подоплёкой, то нужно изучать материал, чтобы работа не выглядела некорректно или абсурдно. Работа должна соответствовать тому историческому периоду, который автор хочет показать своей работой. Если персонаж фантазийный — тут, конечно, можно придумывать всё что угодно.
— Скрупулёзный подход к делу. Аня, Вы педант?
— Да.
— Тогда как же педантизм сосуществует с полётом фантазии?
— У меня богатая фантазия. (Смеётся.) Мой педантизм в проработке деталей. Есть мастера, которые могут обмотать свою работу просто тканью и будет очень красиво, достойно восторга. Но это не для меня. Мой стиль работы — максимальная детализация во всём, в каждой мелочи.
— Аня, первая выставка, на которой Вы представили свои работы, была Arad Dolls. Решение дебютировать со своими работами на этой выставке совпало по времени или были другие причины?
— Выставка Arad Dolls стала для меня первой, потому что она совпала по времени. Безусловно, на сегодняшний момент есть возможность участвовать во многих международных выставках, но я очень-очень люблю выставки проводимые в Араде. Причин тому много. Самая важная причина — это почтить память Бени Розенблюма, павшего офицера Армии Обороны Израиля. Вторая — мне нравится атмосфера этих выставок. Тёплую и дружескую атмосферу Арадовских выставок нельзя ни с чем сравнить. Третья причина — эта выставка лишена пафоса. Выставка Arad Dolls — это шанс снова всем встретиться и быть самими собой, получая удовольствие от общения и улыбок вокруг. Эту выставку я люблю и жду.
— Аня, возникает ли у Вас иногда желание устроить себе творческий отпуск?
— Думаю, что я ещё недостаточно наигралась… (Смеётся.) Устав от какой-то деятельности, я откладываю её на некоторое время и занимаюсь чем-то другим. Все свои работы я всегда довожу до конца. Я занимаюсь той или иной куклой по настроению и зову души.
— Какие материалы Вы предпочитаете для создания кукол?
— Своих кукол я создаю, используя запекаемый пластик. Пробовала работать с самозатвердевающим пластиком, но работать с этим видом материала мне не нравится, он неприятен мне тактильно. Другие мастера создают из него совершенно восхитительные работы, а у меня как-то не сложились отношения с этим материалом.
— Обычно у мастера во время работы складываются трепетные отношения с куклой. Аня, Вы разговариваете со своими куклами?
— Конечно же, я общаюсь со своими куклами: «Девочка, ты моя хорошая... ты моя красавица...» Упаковывая для отправки на выставку, я успокаиваю их… Да, может это сумасшествие, но я разговариваю со своими работами, они для меня как дети. Я вкладываю столько сил, столько энергии, столько любви и души в своё творенье, что оно становится частью моей жизни. Наверное, по-другому это быть просто не может. Скажу совершенно безумную вещь… иногда куклы мне подсказывают, что и как делать. Уже полностью готовая, но ещё не одетая кукла словно просилась ко мне на руки. Я прижала её к себе и ощутила волну теплоты и нежности. Меня это немного напугало, возникло такое чувство, как будто я прижимаю ребёнка.
— Важно ли для Вас донести до зрителя свои эмоции и мысли через куклу или вполне достаточно только эмоционального отзыва от зрителя?
— Каждому автору важно чтобы его работы нравились. Безусловно, делая куклу, мастер вкладывает в неё свои эмоции, своё видение и для любого мастера важно донести до зрителя то, что он вложил в свою работу. Я создаю кукол исключительно для души, вкладывая в свои работы моё видение, мысли, чувства, эмоции. Для меня очень важно, если зритель отмечает, что каждая кукла имеет свой характер, каждая вызывает свои эмоции, свои ассоциации и свои особые ощущения. В авторской художественной кукле невозможно разделить эмоциональные ощущения и идею, которые автор вкладывает в своё творение.
— Бытует мнение, что одни мастера любят творческий процесс как таковой, а другие трудятся для того, чтобы насладиться плодами своего труда. К какому типу Вы относите себя?
— Для меня весь процесс — это сплошное удовольствие. От момента возникновения образа и до показа готовой работы зрителю. Поиск образа, поиск костюма, поиск технологий — мне это очень нравится. Безусловно, огромное удовольствие испытываешь если работа удалась, если она получилась такой, как задумывалась. Если получившийся образ нравится мне и нравится окружающим — это счастье для меня.
Мне не всё равно, что люди чувствуют и какие эмоции испытывают, рассматривая мои работы. Мне кажется, что мнение окружающих важно, а отрицающие это, скорее всего, лукавят. Важно, чтобы работа не оставляла человека равнодушным, если это происходит — значит весь творческий процесс, вся огромная проделанная работа была не зря.
Работа «Жанна-Антуанетта Пуассон» «Может быть, я воплотила в ней свои детские мечты о Франции, об изяществе и красоте».
Работа «Нимфа-Дриада»
«Я назвала её Ая. Для меня она воплощение моей мечты».
— Анна, за очень короткий период времени Вы превратились из ученика в мастера. Что Вам доставляет большее удовольствие — быть учителем или учеником?
— Мне больше по душе быть учителем.
— Почему?
— Преподавать начала я совсем недавно. На сегодняшний день у меня три ученицы. В преподавании я не замахиваюсь на какие-то глобальные проекты. Мне приносит большую радость видеть, как светятся счастьем глаза моих учениц. У одной моей ученицы уже пять или шесть работ и она продолжает работать в высоком темпе. Я считаю, что это произошло не без моего участия. Если я смогла дать человеку тот положительный заряд, от которого человеку хочется творить и он получает от этого удовольствие — значит моя цель как преподавателя достигнута, а это дорогого стоит.
— Как преподаватель Вы требовательны к своим ученикам?
— Да, требовательна. Но я ни в коем случае не давлю на своих учеников. Моя задача помочь человеку воплотить то, что он видит и как он это видит. Моё дело — научить только методам, но ни в коем случае не влиять на ощущения и видение учениками образа. Мои небольшие мастер-классы позволяют ученику приоткрыть дверь в большой кукольный мир и сделать свои первые шаги в нём. Мне нравится, что люди после окончания курса создают своих кукол, воплощая свои идеи и фантазии.
— Аня, Вы писали, что одна из любимых Вами книг «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова…
— Да, очень люблю роман «Мастер и Маргарита». Много раз перечитывала, но каждый раз открывая книгу, я нахожу что-то новое и неизвестное для себя. Этот роман совершенно фантастический и есть в нём что-то… не из этого мира. (Смеётся.)
— Аня, у Вас есть замечательная работа «Маргарита» по роману Булгакова. Если Вы с таким пиететом относитесь к роману «Мастер и Маргарита», почему мы не видим остальных персонажей романа?
— Нет, остальных я не хочу. Прекрасный мастер Елена Кунина создала много персонажей к этому роману. Она рассказывала мне свою историю создания персонажа Воланда. Мне бы не хотелось «повторения»... (Смеётся.) Это действительно мистический роман и мистические персонажи. Я осторожно отношусь к подобным вещам и не хочу дразнить гусей, пусть созданные мною персонажи остаются «белыми».
— Анна, позволю себе вопрос не связанный с куклами. Недавно в Facebook Вы опубликовали пост о СОЖ — синдроме отложенной жизни. Вы можете его прокомментировать?
— Конечно могу. Это пост — напоминание и призыв не откладывать жизнь на потом. Жить нужно сегодняшним днём и в данный нам Богом момент. У меня нет синдрома отложенной жизни. Я живу сегодняшним днём: не берегу ничего «на потом», стараюсь не откладывать ничего «на когда-нибудь». Мы не знаем, что и как будет завтра. Я хочу, чтобы мне было хорошо и хорошо всем моим родным, и хорошо моему окружению. Этот пост был направлен на аудиторию, которая проживает свою жизнь прозябая, не пользуясь прекрасным и уникальным «сейчас». Каждое мгновение нужно использовать так, чтобы жизнь приносила радость.
— Аня, по Вашему мнению, чему взрослым стоит научиться у детей?
— Свободе. Свободы в мыслях, в высказываниях, в действиях. Человек, взрослея, заключается в определённые рамки социума, а это определённые законы, по которым живёт и развивается общество. Эти законы правильны в большинстве своём. Дети свободны в проявлении своих чувств. Взрослея, мы становимся менее мечтательными, у нас появляется больше забот и меньше свободы. Не считаю, что это плохо, просто на каждом жизненном этапе есть свои прелести, свои радости, свои открытия. На мой взгляд, важен позитивный подход к каждому этапу жизни. Должно быть правильное восприятие реальности. Не стоит в пятьдесят лет стремиться быть двадцатилетней — это неправильно. В пятьдесят тоже есть много радости, много кайфа, много счастья. У меня взрослые дети. Мои дети — моя радость и гордость. Я радуюсь и горжусь их достижениями и тем, что они делают. Совсем недавно я беседовала со своим сотрудником. Мы приехали в Израиль не так давно, всего двадцать лет назад. Мы задумались: «Чего мы добились за эти годы?» Я сказала: «Наверное, я добилась в Израиле меньше всех. К примеру, мой брат приехал в Израиль совсем молодым человеком, а сейчас он профессор…» Сотрудник меня остановил и произнёс: «Послушай, у тебя старший сын врач, младший сын у тебя учится на врача и уже один университет окончил». А я сижу и думаю, а ведь правда — я счастливая. На сегодняшний момент я могу гордиться и радоваться тому, что мои дети добились большего чем я. Меня очень поддерживает мой муж, он принимает все мои творческие порывы, стараясь создать для меня максимально комфортную обстановку. Он помогает и поддерживает меня абсолютно во всех моих начинаниях и проектах. Так приятно чувствовать большую заботу и поддержку с его стороны. Это так классно. Правда, я счастливый человек.
Работа «Амадей. Купидон»
«Маленький озорник и затейник, пронзающий сердца и приносящий любовь. Каждый из нас, хоть раз в жизни, был отмечен этим хитрецом. Остаётся только надеяться, что любовь будет взаимной и прекрасной. А Амадей судя по хитрющим глазам, уже приметил новые цели для своих забав. Я ему благодарна за правильный выстрел».
Работа «Ангел А.»
«Каждый из нас надеется, что он у нас есть... Что в нужный момент подложит руки или расправит крылья над головой для защиты. Он старенький, уставший от человеческих глупостей и проступков. Но он наполнен любовью и готовностью прийти на помощь. И наверное, не зря он слепился на одном дыхании».
— Анюта, позвольте задать традиционный вопрос. Ваши планы на ближайшее будущее?
— У меня есть списочек. (Смеётся.) Когда у меня возникает идея сделать что-то, то я вношу свои мысли в этот список. Поверьте, в этом списке много чего и работы предстоит много. Рассказывать о своих планах я не буду, вы их увидите. Думаю, что я смогу воплотить в жизнь все свои планы. Буду создавать кукол и участвовать в выставках. Мне хочется подарить жизнь многим образам, которые ждут своей очереди воплотиться. Мне хочется воодушевлять и радовать людей своими работами.
— Аня, спасибо Вам большое. Наша «Утка на колёсах» хочет пожелать Вам творческих успехов, воплощения всех Ваших замыслов. Хотим пожелать Вам новых учеников, хороших и талантливых, которыми Вы смогли бы гордиться и радоваться их успехам. Продолжать дарить нам радость своим творчеством и позитивным отношением к жизни. Ну и, конечно же, здоровья и благополучия Вам и Вашим близким. Ещё раз большое спасибо за Ваше интервью.
Все фотографии из личного архива Анны Яровой.
Comments