top of page

 Страница Дневника

Фото автораVladislav Kogukarov

Интервью с Анной Яровой

Из миража, из ничего, из сумасбродства моего

Вдруг возникает чей-то лик и обретает цвет и

звук, и плоть, и страсть.

Нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно.

Ю. Ким



Дорогой наш читатель, «Утка на колёсах» представляет вашему вниманию интервью с Анной Яровой, обладающей яркой творческой индивидуальностью и сумевшей за короткий промежуток времени стать известным мастером художественной авторской куклы в Израиле.




Анна, спасибо, что согласились побеседовать с нами о Вашем творчестве. Аня, как в Вашей жизни появились куклы?

Я начала создавать кукол примерно четыре года назад. Мой приход в кукольный мир был не совсем обычным... Это была почти детективная история. Однажды я увидела куклу Алёны Абрамовой «Хозяйка медной горы» и потеряла дар речи. До того момента мне почти ничего не было известно о художественной авторской кукле. Я стала искать Алёну на просторах интернета и мои поиски достаточно быстро увенчались успехом. Я написала Алёне электронное письмо с просьбой взять у неё уроки мастерства. Алёна мне ответила, что она проводила два мастер-класса в Израиле и знакома с Евгенией Либинзон и Светланой из Беэр-Шевы. Алёна порекомендовала обратиться с этой просьбой к Жене Либинзон. Я начала искать Женю Либинзон. Но… фамилия была написана неверно и я её не нашла. По всей видимости, в кукольный мир двери для меня ещё были закрыты, а мне так хотелось стать частью невероятного кукольного мира. Продолжая поиски в интернете, я увидела чулочных кукол и обратила внимание на визитную карточку с именем Светлана. А вдруг это та самая Светлана из Беэр-Шевы... Проведение мне улыбнулось. Знакомство со Светой распахнуло для меня двери в кукольный мир я познакомилась с мастерами, на кукол которых смотрела с придыханием. Написав Жене Либинзон письмо с просьбой записаться на мастер-класс, я с нетерпением ждала ответа. Позже Женя Либинзон связалась со мной и вот с этого момента началась моя настоящая кукольная жизнь.


Да, действительно, почти детективная история. Аня, в Вашей жизни творчество присутствовало всегда?

Да, творчество в моей жизни присутствовало всегда и только создание кукол поглотило меня целиком и полностью. Эти ощущения я не могу ни с чем сравнить. Я много чего знаю и умею... эти навыки и умения помогают мне в создании кукол.

Анна, на странице в Facebook Вы писали, что Ваша первая кукла была названа «Анастасия» в честь Вашей бабушки.

Да, это правда.

Мне очень интересно, какие эмоции вы испытали в процессе создания именно этой куклы?

У меня было желание отдать дань памяти моей бабушке. Бабушка посвятила свою жизнь дочери моей маме, а потом и всей нашей семье. У меня осталось чувство долга перед ней. Может быть, из-за того, что я не смогла проявить чувства в подростковом возрасте так, как бы мне хотелось сделать это сейчас. Для меня это очень трогательная тема. Создавая куклу «Анастасия», я думала и надеялась, что бабушка видит что я помню её, люблю её и очень ценю то, что она сделала для нас. Чуть позже я создала куклу, посвящённую моему дедушке, который погиб во время войны совсем молодым. Это поколение людей перенесло очень тяжёлую жизнь и недополучило всей той любви, которой они заслуживают.








Работа «Анастасия»

«Она была создана в память о моей бабушке Анастасии. Я её так и назвала. Она, конечно, простая, но для меня очень милая и дорогая».
















Работа «Обида. Сенечка»

«Моего дедушку звали Израиль, но называли его Сенечка. Он геройски погиб в далёком 1943 году. Я сделала Сенечку в память о дедушке, а его слёзы слёзы о непрожитой жизни».









Аня, сколько работ Вы создали?

Если честно, не считала. Посчитать совсем несложно, если задаться такой целью. (Смеётся.) Несколько моих работ нашли новый дом. Есть работы, которые на данный момент вызывают у меня желание что-то изменить в них. Но, с другой стороны, они отображают этапы роста моего мастерства, поэтому я не знаю, правильно ли это будет. Да, я вижу недостатки в моих первых работах, но это те ошибки, через которые мне нужно было пройти. Это мой опыт и он очень важен для меня.


Ваши работы реалистичны. Для Вас это важно?

Свои куклы я выполняю в реалистичной манере и стремлюсь, чтобы работы были гармоничны. Все знакомы с гармонией золотого сечения, гармонией анатомического строения и прочими гармониями. Но, иногда встречаешь человеческий индивидуум, смотришь насколько он интересно «сконструирован» самим Богом и думаешь: «Ну как так бывает?!» Вроде всё неправильно, но при этом видишь, насколько всё ладно и гармонично. Вроде глаза как-то не так посажены, но при этом очень интересно или нос какой-то особенный. Когда я делаю кукол, мне всё-таки хочется, чтобы лица были красивые и гармоничные, чтобы они радовали мой глаз.


Аня, Вы окончили Киевский автодорожный институт как инженер, в Вашем творчестве техническое образование мешает или помогает?

Техническое образование придаёт мне больше перфекционизма и более дотошного взгляда в работе над куклой, помогает материализовать образ в кукольном теле и дополнить фантомную идею образа, наполненную поэзией моих эмоций и переживаний. В жизни я акцентирую внимание на важном, а на второстепенные какие-то мелочи особо не обращаю внимания, если они не влияют на что-то важное. Я буду переделывать, я буду доводить работу до момента пока не останусь довольна результатом мой перфекционизм проявляется во всём процессе создания куклы.


За четыре года Вы очень многого добились как мастер художественной авторской куклы. Как рождаются Ваши куклы?

Каждая кукла рождается по-своему. Рождается из миража, совершенно из ничего. Однажды мы ехали на море, муж сказал мне: «Смотри, какой хлопок. Хочешь остановимся посмотреть?» Конечно, я хотела, мы остановились полюбоваться видом хлопкового поля. Впервые взяв в руки хлопковую коробочку, я сказала мужу: «Мне очень хочется сделать куклу «Хлопок». Куклы «Хлопок» я ни у кого не видела».

Свою куклу «Паулина» я сделала после посещения магазина в Яффо, увидев подставку из перьев павлина.









Работа «Хлопок»

«Бабушка и внучка. Зрелость и цветение. Разные жизненные фазы, но каждая важна и хороша по-своему».


















Работа «Паулина»

«Птица цвета ультрамарин. И, возможно, она приносит счастье. Главное верить в это. Я верю».









«Три царевны подземного царства» — это другая интересная история. Я ехала на урок к Жене Либинзон и во время поездки, просматривая интернет-страницы, увидела картину Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства». Приехав на занятия, я сказала: «Вот когда-нибудь я это сделаю». Но «когда-нибудь» оказалось не таким далёким и создала этих кукол я достаточно быстро. Вот так у меня возникают идеи и вдохновение для того или иного образа.

Аня, Вы обычно не рассказываете о проекте, над которым работаете, почему?

Иногда начинаешь работать над куклой, а потом смотришь нет, не так… нужно по-другому. В процессе меняется ощущение образа и кукла сама подсказывает, что она хочет и как она хочет. Поэтому я не раскрываю всех подробностей проекта, над которым работаю. Да, я могу показать что-то в процессе работы, но никогда не говорю каким будет конечный результат. Это ни в коем случае не суеверие. Думаю, законченную работу смотреть гораздо интереснее, ведь зрителю не нужно домысливать что-то он видит образ, представленный в моём видении.


Вы серьёзно подходите к каждой своей работе прорабатываете детали, продумываете образ до мелочей. Исторические образы требуют особого подхода?

Интересуюсь, читаю, углубляюсь в различные темы и это очень интересно узнавать что-то новое. На выставку с тематикой «Восток дело тонкое» я шила кимоно для куклы «Минэко Ивасаки». Мне пришлось перечитать много литературы и многое узнать, чтобы создать достоверный образ. Если мы говорим о персонаже с исторической подоплёкой, то нужно изучать материал, чтобы работа не выглядела некорректно или абсурдно. Работа должна соответствовать тому историческому периоду, который автор хочет показать своей работой. Если персонаж фантазийный тут, конечно, можно придумывать всё что угодно.

Скрупулёзный подход к делу. Аня, Вы педант?

Да.

Тогда как же педантизм сосуществует с полётом фантазии?

У меня богатая фантазия. (Смеётся.) Мой педантизм в проработке деталей. Есть мастера, которые могут обмотать свою работу просто тканью и будет очень красиво, достойно восторга. Но это не для меня. Мой стиль работы максимальная детализация во всём, в каждой мелочи.


Аня, первая выставка, на которой Вы представили свои работы, была Arad Dolls. Решение дебютировать со своими работами на этой выставке совпало по времени или были другие причины?

Выставка Arad Dolls стала для меня первой, потому что она совпала по времени. Безусловно, на сегодняшний момент есть возможность участвовать во многих международных выставках, но я очень-очень люблю выставки проводимые в Араде. Причин тому много. Самая важная причина это почтить память Бени Розенблюма, павшего офицера Армии Обороны Израиля. Вторая мне нравится атмосфера этих выставок. Тёплую и дружескую атмосферу Арадовских выставок нельзя ни с чем сравнить. Третья причина эта выставка лишена пафоса. Выставка Arad Dolls это шанс снова всем встретиться и быть самими собой, получая удовольствие от общения и улыбок вокруг. Эту выставку я люблю и жду.


Аня, возникает ли у Вас иногда желание устроить себе творческий отпуск?


Думаю, что я ещё недостаточно наигралась… (Смеётся.) Устав от какой-то деятельности, я откладываю её на некоторое время и занимаюсь чем-то другим. Все свои работы я всегда довожу до конца. Я занимаюсь той или иной куклой по настроению и зову души.



Какие материалы Вы предпочитаете для создания кукол?

Своих кукол я создаю, используя запекаемый пластик. Пробовала работать с самозатвердевающим пластиком, но работать с этим видом материала мне не нравится, он неприятен мне тактильно. Другие мастера создают из него совершенно восхитительные работы, а у меня как-то не сложились отношения с этим материалом.

Обычно у мастера во время работы складываются трепетные отношения с куклой. Аня, Вы разговариваете со своими куклами?

Конечно же, я общаюсь со своими куклами: «Девочка, ты моя хорошая... ты моя красавица...» Упаковывая для отправки на выставку, я успокаиваю их… Да, может это сумасшествие, но я разговариваю со своими работами, они для меня как дети. Я вкладываю столько сил, столько энергии, столько любви и души в своё творенье, что оно становится частью моей жизни. Наверное, по-другому это быть просто не может. Скажу совершенно безумную вещь… иногда куклы мне подсказывают, что и как делать. Уже полностью готовая, но ещё не одетая кукла словно просилась ко мне на руки. Я прижала её к себе и ощутила волну теплоты и нежности. Меня это немного напугало, возникло такое чувство, как будто я прижимаю ребёнка.


Важно ли для Вас донести до зрителя свои эмоции и мысли через куклу или вполне достаточно только эмоционального отзыва от зрителя?

Каждому автору важно чтобы его работы нравились. Безусловно, делая куклу, мастер вкладывает в неё свои эмоции, своё видение и для любого мастера важно донести до зрителя то, что он вложил в свою работу. Я создаю кукол исключительно для души, вкладывая в свои работы моё видение, мысли, чувства, эмоции. Для меня очень важно, если зритель отмечает, что каждая кукла имеет свой характер, каждая вызывает свои эмоции, свои ассоциации и свои особые ощущения. В авторской художественной кукле невозможно разделить эмоциональные ощущения и идею, которые автор вкладывает в своё творение.

Бытует мнение, что одни мастера любят творческий процесс как таковой, а другие трудятся для того, чтобы насладиться плодами своего труда. К какому типу Вы относите себя?

Для меня весь процесс это сплошное удовольствие. От момента возникновения образа и до показа готовой работы зрителю. Поиск образа, поиск костюма, поиск технологий мне это очень нравится. Безусловно, огромное удовольствие испытываешь если работа удалась, если она получилась такой, как задумывалась. Если получившийся образ нравится мне и нравится окружающим — это счастье для меня.

Мне не всё равно, что люди чувствуют и какие эмоции испытывают, рассматривая мои работы. Мне кажется, что мнение окружающих важно, а отрицающие это, скорее всего, лукавят. Важно, чтобы работа не оставляла человека равнодушным, если это происходит значит весь творческий процесс, вся огромная проделанная работа была не зря.









Работа «Жанна-Антуанетта Пуассон» «Может быть, я воплотила в ней свои детские мечты о Франции, об изяществе и красоте».


















Работа «Нимфа-Дриада»

«Я назвала её Ая. Для меня она воплощение моей мечты».










Анна, за очень короткий период времени Вы превратились из ученика в мастера. Что Вам доставляет большее удовольствие быть учителем или учеником?

Мне больше по душе быть учителем.

Почему?

Преподавать начала я совсем недавно. На сегодняшний день у меня три ученицы. В преподавании я не замахиваюсь на какие-то глобальные проекты. Мне приносит большую радость видеть, как светятся счастьем глаза моих учениц. У одной моей ученицы уже пять или шесть работ и она продолжает работать в высоком темпе. Я считаю, что это произошло не без моего участия. Если я смогла дать человеку тот положительный заряд, от которого человеку хочется творить и он получает от этого удовольствие значит моя цель как преподавателя достигнута, а это дорогого стоит.


Как преподаватель Вы требовательны к своим ученикам?

Да, требовательна. Но я ни в коем случае не давлю на своих учеников. Моя задача помочь человеку воплотить то, что он видит и как он это видит. Моё дело научить только методам, но ни в коем случае не влиять на ощущения и видение учениками образа. Мои небольшие мастер-классы позволяют ученику приоткрыть дверь в большой кукольный мир и сделать свои первые шаги в нём. Мне нравится, что люди после окончания курса создают своих кукол, воплощая свои идеи и фантазии.


Аня, Вы писали, что одна из любимых Вами книг «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова…

Да, очень люблю роман «Мастер и Маргарита». Много раз перечитывала, но каждый раз открывая книгу, я нахожу что-то новое и неизвестное для себя. Этот роман совершенно фантастический и есть в нём что-то… не из этого мира. (Смеётся.)

Аня, у Вас есть замечательная работа «Маргарита» по роману Булгакова. Если Вы с таким пиететом относитесь к роману «Мастер и Маргарита», почему мы не видим остальных персонажей романа?

Нет, остальных я не хочу. Прекрасный мастер Елена Кунина создала много персонажей к этому роману. Она рассказывала мне свою историю создания персонажа Воланда. Мне бы не хотелось «повторения»... (Смеётся.) Это действительно мистический роман и мистические персонажи. Я осторожно отношусь к подобным вещам и не хочу дразнить гусей, пусть созданные мною персонажи остаются «белыми».


Анна, позволю себе вопрос не связанный с куклами. Недавно в Facebook Вы опубликовали пост о СОЖ синдроме отложенной жизни. Вы можете его прокомментировать?

Конечно могу. Это пост напоминание и призыв не откладывать жизнь на потом. Жить нужно сегодняшним днём и в данный нам Богом момент. У меня нет синдрома отложенной жизни. Я живу сегодняшним днём: не берегу ничего «на потом», стараюсь не откладывать ничего «на когда-нибудь». Мы не знаем, что и как будет завтра. Я хочу, чтобы мне было хорошо и хорошо всем моим родным, и хорошо моему окружению. Этот пост был направлен на аудиторию, которая проживает свою жизнь прозябая, не пользуясь прекрасным и уникальным «сейчас». Каждое мгновение нужно использовать так, чтобы жизнь приносила радость.


Аня, по Вашему мнению, чему взрослым стоит научиться у детей?

Свободе. Свободы в мыслях, в высказываниях, в действиях. Человек, взрослея, заключается в определённые рамки социума, а это определённые законы, по которым живёт и развивается общество. Эти законы правильны в большинстве своём. Дети свободны в проявлении своих чувств. Взрослея, мы становимся менее мечтательными, у нас появляется больше забот и меньше свободы. Не считаю, что это плохо, просто на каждом жизненном этапе есть свои прелести, свои радости, свои открытия. На мой взгляд, важен позитивный подход к каждому этапу жизни. Должно быть правильное восприятие реальности. Не стоит в пятьдесят лет стремиться быть двадцатилетней это неправильно. В пятьдесят тоже есть много радости, много кайфа, много счастья. У меня взрослые дети. Мои дети моя радость и гордость. Я радуюсь и горжусь их достижениями и тем, что они делают. Совсем недавно я беседовала со своим сотрудником. Мы приехали в Израиль не так давно, всего двадцать лет назад. Мы задумались: «Чего мы добились за эти годы?» Я сказала: «Наверное, я добилась в Израиле меньше всех. К примеру, мой брат приехал в Израиль совсем молодым человеком, а сейчас он профессор…» Сотрудник меня остановил и произнёс: «Послушай, у тебя старший сын врач, младший сын у тебя учится на врача и уже один университет окончил». А я сижу и думаю, а ведь правда я счастливая. На сегодняшний момент я могу гордиться и радоваться тому, что мои дети добились большего чем я. Меня очень поддерживает мой муж, он принимает все мои творческие порывы, стараясь создать для меня максимально комфортную обстановку. Он помогает и поддерживает меня абсолютно во всех моих начинаниях и проектах. Так приятно чувствовать большую заботу и поддержку с его стороны. Это так классно. Правда, я счастливый человек.







Работа «Амадей. Купидон»

«Маленький озорник и затейник, пронзающий сердца и приносящий любовь. Каждый из нас, хоть раз в жизни, был отмечен этим хитрецом. Остаётся только надеяться, что любовь будет взаимной и прекрасной. А Амадей судя по хитрющим глазам, уже приметил новые цели для своих забав. Я ему благодарна за правильный выстрел».












Работа «Ангел А.»

«Каждый из нас надеется, что он у нас есть... Что в нужный момент подложит руки или расправит крылья над головой для защиты. Он старенький, уставший от человеческих глупостей и проступков. Но он наполнен любовью и готовностью прийти на помощь. И наверное, не зря он слепился на одном дыхании».






Анюта, позвольте задать традиционный вопрос. Ваши планы на ближайшее будущее?

У меня есть списочек. (Смеётся.) Когда у меня возникает идея сделать что-то, то я вношу свои мысли в этот список. Поверьте, в этом списке много чего и работы предстоит много. Рассказывать о своих планах я не буду, вы их увидите. Думаю, что я смогу воплотить в жизнь все свои планы. Буду создавать кукол и участвовать в выставках. Мне хочется подарить жизнь многим образам, которые ждут своей очереди воплотиться. Мне хочется воодушевлять и радовать людей своими работами.

Аня, спасибо Вам большое. Наша «Утка на колёсах» хочет пожелать Вам творческих успехов, воплощения всех Ваших замыслов. Хотим пожелать Вам новых учеников, хороших и талантливых, которыми Вы смогли бы гордиться и радоваться их успехам. Продолжать дарить нам радость своим творчеством и позитивным отношением к жизни. Ну и, конечно же, здоровья и благополучия Вам и Вашим близким. Ещё раз большое спасибо за Ваше интервью.

Все фотографии из личного архива Анны Яровой.

720 просмотров

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page