Жил-был слон,
Не громадный слон,
А маленький, маленький,
Маленький слон,
Чуть-чуть побольше мышонка.
Одуванчик над ним
В небесах расцветал,
А комар
Вертолётом громадным жужжал.
А трава для него —
Просто лес,
Просто лес.
Просто сразу пропал,
Если в чащу залез.
Все жалели слона:
— До чего же он мал!
А слонёнок об этом,
Представьте, не знал.
Потому что ночь для него была такая же
Синяя-синяя,
А звёзды такие же
Далёкие-далёкие,
Как и для всех больших слонов.
Эдуард Успенский
В моём небольшом стаде слонов пополнение — необычный слонёнок, легко умещающийся на ладошке. Слонёнок весёлый, озорной и свободный как ветерок. Он цвета безоблачного неба, а его маленькие крылышки в белый горошек. Ему нравится летать наперегонки с бабочками и прятаться в цветах, которые иногда запутываются в его мягкой шёрстке. А вечерами он со своей подругой Фи-фи смотрят как на темнеющем небе одна за другой зажигаются звёзды.
Мой слонёнок появился благодаря стихотворению Эдуарда Успенского «Необычный слон» и выкройке хотьковского слоника от Виктории Макаровой.
Пока я шила слоника, мне хотелось больше узнать о Хотьковской игрушке.
Хотьково известно с 1308 года, когда впервые в летописях был упомянут «Покровский монастырь на Хотькове». Со временем менялся облик монастыря и поселений вокруг него.
Читая об истории Хотьково и монастыря, меня удивил факт, что в 1722 году Пётр I издал указ «Об учреждении ремёсел в Хотьковском женском монастыре». В некоторых источниках есть упоминание, что Пётр I выписал из Голландии кружевниц и золотошвеек для обучения хотьковских монахинь. Наверное, этот указ сыграл большую роль в дальнейшем для монастыря. После секуляризационной реформы, проведённой в Российской империи Екатериной II в 1764 году, государственное содержание обеспечивало Покровский монастырь лишь минимумом необходимых средств. Монахинь выручали в основном доходы от рукоделия и небольшие угодья, оставленные монастырю.
В XIX веке в окрестностях монастыря активно развивалось ремесленничество и фабричное дело. В 1862 году в Хотькове открылась железнодорожная станция. К началу XX века в Хотьково работало около десятка различных предприятий. Местные крестьяне наряду с хлебопашеством занимались добычей камня, ткачеством, выделкой мехов и столярничеством. Монахини Хотьковского монастыря занимались шитьём, кружевоплетением, прядильным делом, владели искусством золотого, жемчужного и лицевого шитья.
Из оставшихся лоскутков мастерили игрушки — маленьких тряпичных кукол с раскрашенными лицами, белочек и зайцев с глазами-бусинками. А ещё делали красивые тканевые мячики-гремушки, украшенные бисером, вышивкой, ленточками… Гремушки набивали высушенным мхом, а внутрь помещали берестяную коробочку с сухим горохом.
Известный русский писатель Борис Викторович Шергин многие годы жил в Хотькове. Шергин был фольклористом и публицистом, художником, интересовался народным искусством и игрушкой. В дневниках, опубликованных в 1978 году, он писал: «Мысль моя, веселясь, летела, привитала и гостила в дальних деревеньках этого заветного края.
Михаил Дроздов хвалился расписной хотьковской посудой: цветастыми чашками, чайниками, блюдами. Фарфоровый и фаянсовый завод Попова был здесь. Поповский фарфор был плоть от плоти здешнего народного искусства. Обилие белых глин и земляных красок породило исконное здешнее художество. Встарь отдельные семьи по деревням лепили и обжигали. Потом завелись заводы: Дунаева в Митине, Попова близ монастыря. В XIX веке дунаевские куклы – фарфоровые головки для шитых кукол – славились и за границей. Фарфоровые части пресловутых саксонских игрушек были сделаны и расписаны в хотьковских деревнях. Всему миру, можно сказать, известны были хотьковские шитые «мягкие» игрушки, а также всякое художественное вышиванье, вещи и для светского обихода-украшательства и для церковного. Мастерством шитой игрушки и высокой золотошёлковой вышивкой именит был Хотьковский девичий монастырь. Здесь было исконное гнездо художества женского».
Монастырь просуществовал в Хотькове до 1922 года. Монахиням для жительства было оставлено только здание богадельни, которое не могло вместить всех сестёр. Многие монахини разошлись по окрестным деревням. Советская власть реорганизовала монастырь в «Хотьковскую женскую трудовую артель кустарных изделий». В артели монахини вышивали и шили платки, полотенца, покрывала, обучая своему искусству молодых артельщиц, жительниц соседних деревень. Шили в артели и игрушки — зайцев, белочек, медведей, собачек, слонов, кукол, мячики. В большинстве своём хотьковские игрушки шились из хлопковой байки и фетра, набивались опилками. Несмотря на идеологические ограничения и скудость материалов, мастерицам удавалось создавать невероятное сходство тряпичных набивных зверей с реальными животными.
Фото: © Виктория Макарова
В марте 1934 года артель из Хотькова перевели в деревню Морозово.
Список источников и литературы:
Аникеев Евгений Семенович, Заикина Анна Владимировна «Хотьково. Исторический очерк»
Дайн Галина «Лоскутные мячики из Хотькова»
«БОРИС ШЕРГИН. Сайт посвящённый творчеству» http://www.boris-shergin.ru/
Наталья Малашина «Не тут меня несено, да тут уронено…»
Виктория Макарова «Возрождаем культуру. Хотьковский слоник»
Comments